Война и выгода: как на свет появились акции, облигации, фьючерсы и опционы


Облигации: битва за Средиземноморье
Философ Гераклит считал, что война – отец всех вещей. Может быть, глобально он и ошибался, но был прав как минимум в отношении облигаций. Итальянские города-государства много веков враждовали друг с другом, оспаривая господство над Средиземным морем. Борьба их была настолько ожесточенной и так крепко ассоциировалась с финансовой выгодой, что говорили, будто генуэзец продаст и мать родную, а венецианец к тому же спросит: «Куда доставить?» Полное море врагов требовало постоянных военных затрат. Тем более что заветной мечтой и Генуи, и Венеции был Константинополь – порт, даривший своим хозяевам контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.
Самые ранние известные облигации появились в Венеции еще в 1171 году. Венеции тогда требовались деньги, чтобы финансировать войну с Константинополем. Поднимать налоги в городе не хотели, это здорово уменьшало лояльность населения. А вот брать в долг у своих же граждан – совсем другое дело. Облигация, по сути, это займ, оформленный определенной ценной бумагой. Доходом по облигации является процент. Номинальная ставка в Венеции составляла 5 % годовых, а выплаты проводились дважды в год. Деньги возвращали как раз из собранных налогов и акцизных сборов. В 1274 году облигации выпустила Генуя. К началу XIV века в битву облигаций включилась и Флоренция: причем там основными источниками ссуд оставались богатые семьи, и, прежде всего, Медичи.
Облигацию отличают устойчивость и стабильность. Доход по облигациям не зависит от наличия или отсутствия прибыли у эмитента (то есть у того, кто выпустил ценную бумагу), а выплаты должны осуществляться в установленные даты. Но если речь идет о войне, то, конечно, покупатель бумаги здорово рискует. В 1499 году, например, Венеция сражалась на два фронта – с Ломбардией и с Османской империей. В 1509 году венецианская армия проиграла в битве при Аньяделло. Итог оказался печален: облигации рухнули, ставки подскочили, и финансовое благополучие Венеции пошатнулось.
Монархи Европы довольно быстро поняли, что им тоже нужен новый полезный инструмент. Французы начали торговать облигациями через мэрию Парижа, а испанские облигации juros продвигал генуэзский синдикат, который называют первым в истории коммерческим банком – Каса ди Сан-Джорджо. Правда, с монархами экономические дела вести – себе, как говорится, дороже. Олигархические элиты итальянских республик редко отказывались платить по счетам. А вот короли – довольно часто. Испанский королевский двор так много раз отказывался от долгов, что в конце концов уничтожил свою репутацию в области облигаций. Сложности с облигациями испытывали не только в Испании.
Дворец, в котором в XV в. был один из старейших банков — Банк Сан-Джорджо. Фото: Jensens, ru.wikipedia.org
В конце 1671 года король Англии Карл II готовился к очередной войне против голландцев, которые тогда были финансовым и торговым центром континентальной Европы. На английских улицах царило уныние: британцы считали, что голландцы берут над ними верх во всех международных торговых сделках. Хорошая война могла бы решить коммерческие вопросы. Проблема заключалась в том, что у короля Карла II не было средств, необходимых для оснащения и снабжения флота.
Карл II. Иллюстрация: John Michael Wright, royal.uk
Осенью 1671 года он созвал крупнейших банкиров-ювелиров того времени и попросил у них большой кредит для оснащения флота из 60 кораблей. Но влиятельные и богатые банкиры отказались платить, утверждая, что уже предоставили королю достаточно кредитов через казначейские ордера (тоже в некотором роде ранняя форма долгосрочных государственных облигаций, при которой ожидаемые налоговые поступления использовались в качестве обеспечения). Король решил отомстить и объявил дефолт. 2 января 1672 года правительство провозгласило, что налоговые поступления, которые были обещаны или назначены держателям ценных бумаг, будут вместо этого перенаправлены на оплату других необходимых расходов, таких как оснащение упомянутых 60 кораблей, например. Сумма долга, по которой Англия объявила дефолт, составляла примерно годовую стоимость государственных налоговых поступлений. Технически это назвали Остановкой казны. Излишне говорить, что рыночная стоимость облигаций резко упала, и банкиры оказались в финансовом затруднении.
История облигаций была неотъемлемой частью финансирования каналов, железных дорог и другой инфраструктуры, которая позволила провести Первую промышленную революцию, начавшуюся в конце 1700-х годов. Британское правительство выпускало бессрочные облигации для финансирования расширения каналов, которые соединяли основные производственные центры во время «каналомании» в начале 1800-х годов. В Соединенных Штатах Америки железнодорожные компании выпускали облигации в больших объемах, начиная с 1830-х годов. Продавая железнодорожные облигации инвесторам в Европе и восточной части США, американские компании финансировали строительство новых путей для соединения западных территорий. Общая протяженность железных дорог выросла с 37 км в 1830 году до более 48 000 км в 1860 году, открыв рынки по всей стране. Чикаго выпустил облигации в 1840-х годах для поддержки расширения улиц, водоснабжения и канализации, необходимых быстрой урбанизации.
Но и здесь не обошлось без войны. Когда США вступили в Первую мировую войну в 1917 году, правительство начало масштабную кампанию по продаже облигаций для сбора средств под названием Liberty Bonds. Облигации Liberty продавались четырьмя отдельными выпусками с 1917 по 1918 год. Патриотический пыл побудил миллионы простых американцев приобрести облигации Liberty номиналом всего в 50 долларов. Причем правительство прямо говорило: цель этих облигаций для населения – не потенциальное получение выгоды, а патриотическая поддержка будущей победы государства. Четыре кампании по выпуску облигаций Liberty собрали почти 17 миллиардов долларов для Первой мировой войны, оплатив оборудование и расходные материалы.
В 1940-х годах потребности в финансировании Второй мировой войны привели США к еще одной масштабной программе государственных облигаций. С 1941 по 1945 год восемь кампаний по выпуску военных облигаций собрали более 185 миллиардов долларов. Хотя изначально бумаги назывались оборонными облигациями, название поменяли на военные облигации после атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Налоги покрыли лишь около 40 % расходов на Вторую мировую войну, что сделало кампании по выпуску военных облигаций критически важными.
После Второй мировой войны облигации вернулись к своей обычной роли, финансируя расширение бизнеса и общественные работы.
Акции: плавание на край света
Еще в 2500 году до нашей эры в Месопотамии торговцы заключали контракты на участие в разных видах «бизнеса» – экспорте текстиля и зерновых или импорте египетского золота, анатолийской меди и персидской древесины, например. Элементарные соглашения торговцы записывали на глиняных табличках: в них уже довольно четко указывалось, сколько денег внес «акционер» и каким процентом делового предприятия он «владеет». Британский историк Нил Фергюсон в своем эссе «Восхождение денег: финансовая история мира» пишет: идея о том, что «предприятие» можно «разрубить и продать на десятки, сотни или тысячи частей, очень стара и ознаменовала собой огромный качественный скачок для осуществимости амбициозных коммерческих предприятий». Акция, упрощенно говоря, это некая доля в компании. Владелец доли может влиять на управление компанией и получать от нее прибыль.
В современном смысле первой компанией, разделенной на большое количество равных частей (акций), которые можно было покупать, продавать и обменивать в кофейнях Лондона – неформальных местах, где велись финансовые дела, – была Ост-Индская компания еще на заре XVII века. Там, в лондонских кофейнях, и родились современные «фондовые рынки».
Морские путешествия, которые привозили товары с Востока, были рискованными из-за пиратов, погоды и плохой навигации. Чтобы уменьшить риск того, что потерянное судно погубит их состояние, судовладельцы искали инвесторов для финансирования путешествия, снаряжая команду в обмен на процент от выручки. Эти ранние компании с ограниченной ответственностью часто существовали только в течение одного рейса. Инвесторы распределяли свой риск, инвестируя в несколько различных предприятий одновременно.
Ост-Индские компании изменили способ ведения бизнеса. Они выпускали акции, которые выплачивали дивиденды на все доходы от всех рейсов, а не за рейс за рейсом. Это были первые современные акционерные общества. Такой подход позволил компаниям требовать больше за свои акции и строить более крупные флоты. Их эксклюзивности, кроме того, способствовала сама корона. 31 декабря 1600 года Ост-Индская компания получила английскую королевскую хартию от Елизаветы I. Королевская хартия фактически предоставила недавно созданной Почетной Ост-Индской компании (HEIC) 15-летнюю монополию на всю торговлю в Ост-Индии.
Вскоре после этого, в 1602 году, Голландская Ост-Индская компания выпустила первые акции, которые стали торговаться на Амстердамской фондовой бирже. Между 1602 и 1796 годами она торговала 2,5 миллионами тонн грузов с Азией на 4785 кораблях и отправила миллион европейцев на работу в Азию.
В 1602 г. некий Питер Харменс купил акцию Голландской Ост-Индской компании. Ему разрешили выплатить эту сумму по частям. Последний платеж он сделал 9 сентября 1606 г. В тот день Питер Харменс получил подтверждение платежа (документ слева). Справа: записи о выплатах дивидендов. westfriesarchief.nl
По крайней мере некоторые акционеры первого поколения Ост-Индской компании не совсем понимали, что именно они получают. Им выдавали лист бумаги, подтверждающий, что теперь они владеют бесконечно малой частью огромной компании с сотнями торговых постов на нескольких континентах. Все это казалось финансовой абстракцией, которую было трудно понять неспециалисту, но она хорошо работала на практике. Даже в самые темные годы, например, между 1839 и 1842 годами, во время Опиумной войны, Компания распределяла среди своих «подписчиков» или акционеров доходность от 8 до 95 %.
Во что же акции эволюционировали? Акции – это части, на которые разделен капитал компании. Каждый отдельный инвестор владеет определенным количеством этих равных акций (которые идентичны друг другу): они делают инвестора владельцем процента компании. Общая стоимость акций компании – ее рыночная капитализация. Владелец акций имеет некоторые права – право получать своевременную информацию о деятельности компании и финансовых результатах; он может посещать собрания компании, осуществлять право голоса и получать дивиденды. Эти права регулируются в соответствии с общими принципами фондовых рынков, но также и в соответствии с конкретными положениями, такими как правила посещения собраний акционеров или политика вознаграждения акционеров, проводимая каждой компанией.
В современном мире акциями торгуют на специальных площадках – фондовых биржах. По состоянию на 2024 год пятью крупнейшими биржами по рыночной капитализации являются Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), Nasdaq (американская биржа, специализирующая на высоких технологиях), европейская биржа Euronext, Шанхайская фондовая биржа в Китае и Japan Exchange Group. Крупнейшая биржа России – Московская биржа. Если захочется покупать там акции или облигации, обратите внимание на специальный индекс РТС (RTS) – индекс 50 российских акций, торгующихся на Московской бирже, взвешенный по капитализации, рассчитываемый в долларах США. Помимо индекса RTS, Московская биржа также рассчитывает и публикует индекс МосБиржи (по базе он идентичен индексу RTS, но рассчитывается в российских рублях), индекс RTS-2 и отраслевые индексы (телекоммуникации, финансы, металлы и добыча, нефть и газ, транспорт и так далее).
Опционы: самураи и рис
Наиболее часто упоминаемые финансовые инструменты, о которых инвесторы привыкли слышать в деловых новостях, – это опционы на акции и фьючерсы. Многие серьезные инвесторы и трейдеры просыпаются утром и смотрят на фьючерсы, чтобы понять, где откроется рынок относительно закрытия предыдущего дня. Другие могут смотреть на цену нефтяных контрактов или других товаров, чтобы узнать, можно ли заработать деньги, хеджируя ставки в течение торгового дня. Можно предположить, что фьючерсные контракты и рынки опционов – это еще один сложный финансовый инструмент, который гуру Уолл-стрит создали для своей выгоды. На самом деле опционы и фьючерсные контракты вообще не возникли на Уолл-стрит. Эти инструменты уходят своими корнями вглубь веков.
Японцам приписывают создание первой полностью функциональной товарной биржи в конце XVII века. Одним из наиболее элитных классов в Японии считались самураи. В то время самураи получали за свои услуги рис, а не иены. Они, естественно, хотели контролировать рынки риса, где происходил бартер и торговля зерном. Создав формальный рынок, на котором покупатели и продавцы «обменивались» рисом, самураи могли получать прибыль на постоянной основе. Тесно сотрудничая с другими брокерами риса, самураи основали «Рисовую биржу Додзима» в 1697 году – первую в мире фьючерсную биржу. Там самураи продавали купоны на будущий урожай риса.
«Рисовая биржа Додзима». Иллюстрация: Hiroshige, jpx.co.jp
Сегодняшние фьючерсные рынки значительно отличаются по масштабу и сложности от бартерных систем, впервые созданных японцами. Технологические достижения сделали торговлю опционами и фьючерсами более доступной для среднего инвестора. Раньше фьючерсы и опционы предполагали, что в определенный момент времени покупатель пойдет и получит свой товар. Сейчас по ценным бумагам выдают, конечно, уже не рис, а деньги. Большинство опционов и фьючерсов исполняются в электронном виде. В чем между ними вообще разница? В целом они похожи: и та, и другая бумага - это контракт на какой-то актив. Однако фьючерсы предполагают обоюдные обязательства, а опцион – обязательства одной стороны и права другой. Допустим, вы приобретаете опционы и фьючерсы компании «Японские самураи и рис» за 100 рублей. Если через пару месяцев акции компании будут стоить уже 80 рублей, то при опционе вы ничего не потеряете и получите свои 100 рублей. И вообще сможете в любой момент отказаться от сделки. С фьючерсом так не выйдет. Если вы договорились с самураями и рисом, что купите их акции за 100 рублей, придется покупать, даже если цена на рынке снизилась до 80 рублей.
Фьючерсы: прямиком из Чикаго
В конце 1970-х и начале 1980-х годов радикальные изменения в международной валютной системе и в том, как Федеральная резервная система управляла денежной массой США, привели к беспрецедентной волатильности (то есть изменчивости) процентных ставок и курсов обмена валют. Предприятия боролись с невообразимыми проблемами. В период с 1980 по 1985 год Caterpillar, производитель тяжелого оборудования из Пеории, например, замечал, что изменения обменного курса дали его главному японскому конкуренту 40%-е (!) ценовое преимущество. Даже самые надежные заемщики столкнулись с резким ростом процентных ставок. Инвесторы требовали доллары, поскольку цены на сырьевые товары рухнули.
В Чикаго, при этом, давно уже стекались фермеры: там они торговали своим урожаем. Но если фермеров оказывалось слишком много, им приходилось снижать цены – это, разумеется, не нравилось продавцам. Если же фермеров приезжало мало, цена повышалась. Тут уже грустили покупатели. Тогда чикагцы и решили заключать фьючерсные контракты на поставки в будущем. Финансовый кризис 70-х заставил Америку обратиться к этой системе. В 1972 году Чикагская товарная биржа создала Международный валютный рынок для торговли первыми в мире фьючерсными контрактами на валюту. Первый среди первых процентный фьючерсный контракт был представлен вскоре после этого, в 1975 году, на Чикагской бирже. В 1982 году там же начали торговаться фьючерсные контракты на индекс Standard and Poor's 500.
Чикагская торговая палата, старейшая в мире биржа фьючерсов и опционов, 1970 г. nal.usda.gov
Эти радикально новые инструменты помогли компаниям в нестабильном и непредсказуемом мировом порядке. Как? Фьючерсы – это стандартизированные контракты, которые обязывают стороны покупать или продавать товары определенного качества по определенной цене с поставкой в определенный момент в будущем. Концепция купли-продажи с поставкой в будущем сама по себе не нова. В Европе XIII и XIV веков покупатели заключали контракты на закупку шерсти на один или несколько лет вперед. Цистерцианские монастыри, которые производили шерсть, продавали на перспективу больше, чем сами производили, рассчитывая купить остаток на рынке (предположительно по более низкой цене), чтобы выполнить свои обязательства. В Японии XVII века торговцы покупали и продавали рис с поставкой в будущем.
Некоторые важные фьючерсные рынки по-прежнему работают так же, как и раньше, – с трейдерами (то есть торговцами), стоящими на ринге или в яме и выкрикивающими друг другу о покупке и продаже. Но электронная торговля быстро меняет правила игры. Компьютерные терминалы, связанные друг с другом через электронные торговые системы, позволяют трейдерам получать доступ к виртуальной торговой площадке из любой точки мира. Необходимость привлечения капитала для создания этих систем привела к тому, что несколько крупных бирж стали публичными, выпуская акции для инвесторов и работая, как любая публичная корпорация, предоставляющая услугу – услугу рынка. Биржи сегодня конкурируют друг с другом, чтобы привлекать трейдеров. А акции, облигации, фьючерсы и опционы – продукты, которые они предлагают. Вообще, основными ценными бумагами считаются именно акции и облигации. Фьючерсы, опционы, свопы (контракт по продаже актива с обязательством его выкупить), форварды (форвардные контракты похожи на фьючерсные, но заключаются только на внебиржевом рынке) и варранты (дают право на покупку определенных ценных бумаг, как правило, в далеком будущем) – уже производные.
Общество
Яна Титоренко