я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Голубой цветок Эйре: магия ирландского льна

Ирландский лен славится превосходным качеством и мастерством своих изготовителей. С давних пор он украшал столы и гардеробные аристократов и королевских домов по всему миру, а льняная промышленность на протяжении столетий оставалась ключевой для Ирландии. О ее взлете и падении – в нашей статье.
Голубой цветок Эйре: история ирландского льна
Льняной зонтик, около 1909 г. Фото: Irish Linen Centre & Lisburn Museum, artsandculture.google.com

Из Белфаста и Дублина – с любовью и льном

В XIX веке кремово-белый ирландский лен, особенно типа damask, считался лучшим в мире. Голубые «льняные» поля были тогда обычным зрелищем для сельской Ирландии. Лен прекрасно рос в местном влажном климате. Его выращивали повсеместно, так что Белфаст, где располагалась треть льняных фабрик планеты, даже получил прозвище Линенополис (Linenopolis – от Línum, лен). Но к 1950-м годам некогда великая отрасль пала – в основном, из-за изобретения дешевого полиэстера. Но память об ирландском льне осталась.

Льном, вообще говоря, называют тип ткани, сотканной из волокон льна, – один из старейших текстильных материалов в мире. В ирландских болотах находили двухтысячелетние (!) свидетельства обработки льна. Уже в законах Брехона, нормах древнеирландского права, датируемых примерно XII веком, упоминается лен: каждому фермеру предписывалось изучать и практиковать его выращивание. Во времена Тюдоров обилие льняного производства было таким распространенным, что пришлось принять закон, запрещающий вымачивание его в реках – для защиты рыб. А ирландцев узнавали по рубашкам из льна, разукрашенных шафраном.

Ирландцы, XVI в. Иллюстрация: Лукас де Хере, lib.ugent.be

Производство ирландского льна – трудоемкий процесс, включающий несколько этапов, каждый из которых имеет решающее значение для результата. Все начинается с посадки семян. Затем лен собирают вручную и сушат на солнце. После высушенный лен подвергается замачиванию: растение помещают в воду для отделения волокон от остальной части. И, наконец, на финальном этапе волокна расчесывают и прядут в нить, из которой делают ткань. Конечный продукт отбеливают, красят и отделывают по своему вкусу, чтобы придать ему уникальные характеристики.



В 1783 году Уильям Хинкс опубликовал серию из 12 гравюр, изображающих различные этапы производства льняной ткани, от посева льна до его последующей продажи в White Linen Hall в Дублине. На его гравюрах изображено, например, прядение на голландском колесе – трепаный и чесаный лен превращался там в непрерывную нить. После перемотки на катушке пряжу кипятили в горшке на огне. Считалось, что после высыхания она готова к ткачеству. Этот метод работ назывался «кустарной промышленностью». В XVIII веке такая была в основном сосредоточена в Ольстере. Обычно вся семья вовлекалась в процесс производства: мужчины выращивали и тянули лен на полях, женщины и молодые девушки пряли, а потом вновь мужчины доставляли ткань на рынок. Позже домашнее производство заменили крупные фабрики.


Гравюры Уильяма Хинкса. Сверху изображено битье, трепание и чесание льна. На нижней гравюре показано прядение, намотка и кипячение льна. collections.britishart.yale.edu

Лен можно ткать в различные типы тканей – от грубого холста (например, паруса или палатки) до более тонких муслина (например, полотенца) или батиста (например, носовые платки). Но самый тонкий и элегантный вид льняной ткани – дамаск. Ирландия славилась именно льняным дамаском. Его, почти невесомый, ткали со сложными узорами, с гладким блеском. Возможно, самая известная фабрика в истории ирландского дамаска – это мастерская Уильяма Коулсона. Он основал свою ткацкую компанию в Лисберне, графство Антрим, в 1764 году. После его смерти сыновья Джон, Уильям, Уолтер и Джеймс продолжили бизнес: в середине XIX века они получали заказы от королевы Виктории и ее двора. «Фабрика» с соломенной крышей продолжала производить столовое белье ручной работы для клиентов королевских кровей до 1950-х годов.


Прогресс – на пороге

Правда, около 1830 года Коулсоны из Лисберна заменили свои ткацкие станки на инновационные жаккардовые, что позволило производить более широкий ассортимент дамасских узоров по более низкой цене. Французский ткач Жозеф Мари Жаккар, известный как Жаккард, разработал механизм жаккарда в Лионе в начале XIX века. Присоединенная к ручному ткацкому станку, система жаккарда использовала перфокарты для управления основной нитью, что позволяло ткать сложные дамасские узоры быстрее.

Жозеф Мари Жаккар. Этот портрет был соткан из шелка на жаккардовом ткацком станке. Иллюстрация: Michel Marie Carquillat, Claude Bonnefond, metmuseum.org

Маленький дамасский ткацкий станок, оснащенный жаккардовой головкой, Северная Ирландия, Белфаст. collections.nationalmuseumsni.org

Инновации в ткачестве, наряду с введением процесса мокрого прядения примерно в 1824 году, подготовили почву для появления ткацкого станка в ирландской льняной промышленности в середине XIX века. С 1860 года паровой ткацкий станок стал доминировать в ней. На огромных фабриках, таких как York Street Flax Spinning Co., работали тысячи мужчин, женщин и детей, производя широкий ассортимент льняных изделий, от простыней до салфеток. Практически в каждом городе и деревне была мельница или фабрика. К 1921 году насчитывалось почти миллион веретен и 37 000 ткацких станков, на которых было занято более 70 000 человек, что составляло 40 % зарегистрированного работающего населения, при этом еще около 100 000 человек зависели от льняной промышленности. К концу XX века осталось всего 10 крупных компаний, в которых работало максимум 4000 человек.

Механические ткацкие станки для изготовления жаккарда на фабрике York Street Flax Spinning Co. Фото: Welch Robert John, collections.nationalmuseumsni.org

В настоящее время большая часть мирового урожая льна, особенно качественного, выращивается в Северной Франции, Бельгии и Нидерландах. Примерно с 1950-х по 1960-е годы льняное волокно для ирландской льняной пряжи импортировалось почти исключительно оттуда. Схема такая: его покупали прядильщики, которые производили пряжу; затем ее продавали ткачам (или вязальщикам), которые делали ткань. Ирландское прядение льна в настоящее время практически прекратилось, пряжа импортируется из восточной части Европейского Союза и Китая. Как и многие эксклюзивные вещи – муранское стекло или персидские ковры, например, – ирландский лен маркируется специальной пометкой Irish Linen. При этом ткань, сотканная за пределами Ирландии, а затем привезенная в Ирландию для отбеливания/окрашивания и отделки, такой логотип иметь не может.


Ирландский льняной совет

В 1711 году в стране был основан Ирландский льняной совет – для «осуществления бдительного надзора» за льняной промышленностью, от выращивания и обработки льна до ткачества, продажи и экспорта тканей. Контроль, установленный льняным советом, должен был сохранить репутацию Ирландии как производителя тонкого льна (спойлер: у него получилось).

По решению совета, например, отбеливатели и торговцы льном должны были нести ответственность за качество ткани, которую поставляли на рынок. Им следовало ставить на товаре чернильную официальную печать с указанием своего имени, графства и правительственной короны и арфы.

ulsterlinen.com

В 1796 году Совет попечителей льняных и конопляных мануфактур Ирландии вознамерился поощрить фермеров выращивать семена льна и конопли для удовлетворения спроса. Прялки, катушки или ткацкие станки предоставлялись им пропорционально засеянной площади. Из-за стимулирования многие землевладельцы и мелкие фермеры выделили часть своих земель под посевы льна и конопли. Были назначены инспекторы округов для получения претензий от производителей, а списки округов публиковали в качестве официальных документов Совета.

Прялка, Донегол, конец XIX – начало XX в. Фото: Robert French, catalogue.nli.ie

Четверть акра льна равнялась одной прялке, а те, кто выращивал более пяти акров или больше, получали ткацкий станок, катушки или «чек» на сумму пятьдесят шиллингов. Почти 60 000 производителей льна по всей Ирландии побудил выращивать урожай Ирландский льняной совет. Наибольшее количество прялок вручили северным графствам Тирон и Донегол. 64,6 % прялок досталось Ольстеру, остальные распределили по всей Ирландии.

Отбеливание ткани. Фото: Merlyn Severn/Picture Post/Hulton Archive/Getty Images, belfastlive.co.uk

Коричневый лен отбеливали до белого цвета на солнце. Ткань обычно раскладывали на полях.

В Ирландии до сих пор производят знаменитый ирландский лен, но, конечно, в гораздо меньших масштабах. Эта сфера все еще довольно консервативна. Например, в компании William Clark Mills полотно бьют деревянными брусками до тех пор, пока оно не приобретает мерцающий блеск.

Слева: машина для «битья», компания William Clark Mills; справа: деревянные бруски, которые бьют по полотну. wmclark.co.uk

Владелец Уоллес Кларк говорит, что лен должен быть «прочным, как сталь, нежным, как шелк». Вряд ли ирландский лен еще когда-нибудь станет массовым продуктом. В конце концов, с начала времен это была эксклюзивная, непростая работа – и оттого такая ценная. Секрет ирландского льна – в его многовековой истории и в том, чтобы все этапы производства проходили в Ирландии. Кроме того, в отличие от китайского льна, например, для выращивания ирландского и сейчас не используют пестициды. В Лисберне работает музей Ирландского льна.



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK