Водные дороги Соловков
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


С XVI до конца XVIII века развитие озерно-канальной системы Святого озера не отмечается; возможно, что тогда в большей степени развивались другие озерно-канальные системы, обслуживающие скиты и пустыни. Например, строительство в 1757 году пристани в Савватиевском скиту на севере острова могло быть признаком завершения создания Исаково-Савватиевской системы, насчитывающей более тридцати каналов.
Большая дамба Красного озера отнесена специалистами к памятникам XIX века, но на картах встречается раньше этого времени. Надо сказать, технология строительства дамб в XVI веке, так же как и сегодня, требовала предварительных гидрологических и гидрографических исследований, подсчета запаса воды и предполагаемой мощности сооружения, разметки местности, строительства подъездных дорог. На Соловецком архипелаге этот процесс осложнен сложным рельефом, разновысотностью озер (даже рядом расположенные озера имеют разницу в уровнях относительно друг друга). С появлением дамбы девять маленьких озер – Бельков – объединились в одно большое, названное Белым (позже большевики переименовали его в Красное).
Строительство обновленной системы каналов началось в 1906 году и завершилось в 1918-м. Руководил этой работой талантливый самоучка монах Иринарх (в миру Иван Мишнев), выходец из крестьян Вологодской губернии; в 1906 году ему было около 33 лет. К 1913 году каналы уже объединяли девять озер, передавая энергию водостока через старый магистральный канал из Питьевого в Святое озеро и оттуда по каналам на новую турбину мельницы (устроена в 1907 году) и гидроэлектростанцию (сооружена к 1912 году).
Вдоль каналов были устроены пешеходные тропы, по ним с помощью веревок лодки протаскивались из озера в озеро. Через каналы перекинули мостики. Сейчас из древних конструкций можно увидеть лишь фрагменты старых причалов, остовы паровых катеров, руины водозапорного устройства на канале между озерами Щучье и Круглое Орлово.
Ряд каналов и даже самостоятельных систем устроены в 1920–1930-е годы, когда на архипелаге размещался Соловецкий лагерь особого назначения. Многие каналы прорыли для обеспечения лесосплава к морю и к дорогам, поскольку проводились обширные лесозаготовки; другие осушали соловецкие болота для проведения торфоразработок. Продолжала эксплуатироваться и монастырская канальная система. Важных гостей в то время катали по озерно-канальной системе на быстроходной моторной лодке-глиссере; одно из таких путешествий описал в своих дневниках Михаил Пришвин.
Канальная система не только стала памятником гидротехнического строительства, но и естественно вписалась в природный ландшафт архипелага: стремясь делать межозерные каналы не вопреки, а в согласии с природой, строители не нарушили экологического равновесия на островах и даже благотворно на него повлияли – работа каналов ускоряла процесс нереста. К сожалению, за последние десятилетия, не имея достаточного ухода и ремонта, межозерные каналы обветшали, часть их заросла и разрушилась, утрачены многие узловые элементы системы. Частичная реставрация четырех каналов в конце 80-х мало изменила ситуацию.
Сейчас в Соловецком музее два лодочных маршрута: Большой и Малый Круг. Пройти по Малому можно за пять-шесть часов, Большой круг длится около 10 часов: туристы проходят шесть озер и могут пешком подняться на Секирную гору. Маршруты начинаются от станции на озере Средний Перт и поначалу двигаются в одном направлении – до озера Щучье, похожего на трезубец. А потом нужно выбирать: налево пойдешь – в Малый круг попадешь, направо – в Большой. Главное – не угодить в тупик, который называется Губа дураков.
Наука
Сергей Яковлев