Геоглифы: призраки на песке


Слово геоглиф произошло от греческих «гео» – земля и «глифо» – черчу, вырезаю. По сути, это просто узор на земле. Размер его может быть разным, но вообще «порядочный» геоглиф уж никак не должен быть меньше четырех метров. Способов создавать эти рисунки много: можно снимать верхний слой почвы по периметру узора, насыпать щебень, а то и просто высаживать деревья, которые в будущем сформируют нужный рисунок.


Чтобы нанести эти полосы, древние умельцы вынимали грунт до 40–50 см в глубину и до 135 – в ширину. По сути, копали мелкие траншеи. Но как именно? Вокруг нет никаких тропинок, по которым могли бы передвигаться многочисленные рабочие. А они, без сомнения, вытоптали бы этот грунт – особенность плато такова, что даже единожды проехавший здесь автомобиль оставляет следы (поэтому за порчу геоглифов Наски предусмотрен реальный срок до пяти лет и сотни тысяч долларов штрафа).

Но зачем все эти сложности? Самый очевидный ответ – для общения с божеством. Некоторые исследователи, впрочем, не исключают и того, что рисунки были созданы для астрономических наблюдений или в качестве акведуков.
Разгадку, вероятно, надо искать в индейской культуре вообще, ведь Южная Америка – клондайк для любителей узоров на земле. Взять хотя бы рисунки в Чили, в пустыне Атакама, находящиеся в 1370 км от линий Наски. Здесь тоже есть гигантские изображения животных, правда, главное из них, в отличие от линий Наски, – рисунок человека высотой 86 м, прозванный гигантом из пустыни Атакама, или «Тарпака». Он считается самым крупным доисторическим антропоморфным изображением в мире. И одним из самых старых – по оценкам ученых, ему 9 тыс. лет. Кто и для чего нарисовал этого великана, тоже неясно.

Несмотря на грандиозность, все вышеперечисленное – грубая работа: рисунки выполнены весьма примитивно. Тем не менее, среди геоглифов-гигантов встречаются и настоящие шедевры. Например, Уффингтонская белая лошадь – изображение, находящееся в Англии, в графстве Оксфордшир. По оценкам ученых, оно относится к X веку до н. э. Английский скакун отличается от других геоглифов и стилем, и цветом. 110-метровая фигура лошади (хотя кто-то видит в этой симпатичной закорючке волкодава, собаку, кошку или даже дракона) создана путем копания траншей, засыпанных битым мелом. Ее творцами, вероятно, были жители близлежащего городища, которые регулярно – раз в семь лет – «выпалывали» геоглиф, чтобы он не зарастал травой. Сегодня эту работу организует правительство Великобритании.

Наука
Ольга Фадеева