я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Углеродный след: что это и как его сократить

Если в хрестоматийной «Алисе в Стране чудес» девочка впадает в ступор от загадки: «Чем ворон похож на грифельную доску?», то современная Алиса вполне смогла бы ответить на этот вопрос (при условии, что означенный ворон мог быть бутафорским). Дело в том, что производство и первого, и второго оставляет углеродный след.
По чужим следам
casavogue.globo.com

Отправили сообщение бабушке в WhatsApp? Только что вы «наследили» в атмосферу на 0,014 грамма. «Погуглили» незнакомый термин? Еще дороже – целых 0,2 грамма. Это значит, что если вы будете «гуглить» круглые сутки весь год, то лично организуете от одной до пяти тонн выбросов. Все это – углеродный след. Досконально его высчитать довольно сложно – слишком много переменных. Практически невозможно учесть все до единого источники выбросов парниковых газов, а заодно и унифицировать специфику разных стран, их географическое положение, менталитет, средний уровень жизни и другие детали. Поэтому разброс значений довольно большие.

Что вообще за углеродный след? Это сумма выбросов парниковых газов, образующихся в результате нашей деятельности. Он включает в себя преимущественно водяной пар и углекислый газ, который выделяется от ископаемого топлива. Плюс метан – им делятся многочисленные свалки и сельское хозяйство. И оксид азота – от промышленного производства и, опять же, сельского хозяйства. И, наконец, фреоны – от аэрозолей и холодильных установок.

Поскольку достоверно посчитать углеродный след сложно, придумали систему упрощения. Его подсчитывают как эквивалент диоксида углерода, или просто СО2-e. Это условная единица, которая измеряется в тоннах и обозначает, какому объему углекислого газа равен общий объем выбросов, учитывая их воздействие на климат.

Сам же углеродный след появляется благодаря «прямым» и «непрямым» источникам выбросов. Первые – это непосредственно сжигание ископаемого топлива в печи, автомобиле, самолете и других машинах. А «непрямые» источники выбросов – те, что позволяют создать продукт в целом. Например, для полета самолетом мало сжечь керосин – нужно добыть нефть, переработать ее, довезти до самолета, который перед этим нужно собрать, испытать, обслужить, и это мы еще не упоминаем об обучении и работе всех связанных с этим самолетом специалистов, которые наверняка в процессе пользовались личным автотранспортом.



Чтобы осуществить выброс 1 г СО2-e в атмосферу, нужно сжечь 10 капель бензина. Килограмм – две чашки бензина (по 250 г каждая). А тонну – уже целую бочку бензина (на 500 л).


Пластиковый или бумажный пакет?

Пакеты – бич современности. Споры о них не умолкают, их избегают, им придумывают альтернативы: крафтовые, биоразлагаемые, хлопковые сумки, авоськи. Но не все так однозначно. Пластиковый пакет при производстве даст от 3 до 50 грамм СО2-e в отличие от бумажного пакета, который обойдется уже в 12–80 г СО2-e. Величина выброса зависит от плотности и химической природы материала, из которого сделан пакет. Разумеется, жизнь одноразового пакета не заканчивается в тот момент, когда мы вынимаем из него продукты. Впереди у него много перспектив: повторное использование, переработка, сжигание, пребывание на свалке. И вот тут-то, казалось бы, пластиковый пакет точно принесет больше вреда, чем бумажный?

Но и здесь все не так просто. Пластик может быть легко переработан в новые изделия и не занимать место на свалке, в отличие от бумажного пакета, на переработку которого потребуется на 91 % больше энергии. К тому же, их делают из целлюлозы, а значит, для этого рубят деревья. Если же просто отвозить крафт-пакеты на свалку, понадеявшись, что они истлеют, то ждать придется долго – изделию из бумаги, произведенной из первичного сырья, на это дело потребуется лет 300. И то – при условии беспрепятственного доступа кислорода. В противном случае добротно спрессованная бумага будет гнить, и выбросы парниковых газов составят около 0,5 кг СО2-e на килограмм выброшенной бумаги. Таким образом, пластиковый пакет окажется более экологичным, чем бумажный, если постараться использовать его неоднократно.

Жизнь VS смерть

За один год жизни человек оставляет след «размером» в 7 тонн. Средняя продолжительность жизни в России за 2020 год составила 71,5 года. Соответственно, обычный россиянин за всю свою жизнь «наследит» на 500 тонн СО2-e. Но эта цифра может уменьшиться, если человек будет сознательно способствовать улучшению экологического баланса.

Умирать – экологичнее. Кремация, например, провоцирует выброс около 80 кг СО2-e. Если же отдать предпочтение экопохоронам, то след будет еще меньше. Можно заранее выбрать гроб из картона или прутьев, или быть скромно похороненным в лесу, где любили гулять при жизни (если Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и санитарные нормы позволят). И впоследствии стать питательной средой для нового дерева (семена этого дерева можно выбрать загодя), приняв участие в улучшении углеродного баланса.

Погребальная капсула Capsula Mundi. Люди, похороненные внутри коконов, станут питательными веществами для деревьев. Фото: CNS/Paul Haring, cnstopstories.com

Каждый может посчитать свой личный углеродный след за год – с помощью специального калькулятора, которых много в Интернете. Вопросы, на которые предлагается ответить, в основном касаются дома, путешествий, транспорта и еды. Величина выбросов, спровоцированных водо- и энергопотреблением и отоплением дома, рассчитывается в соответствии с количеством проживающих. При подсчете же углеродного следа транспорта нужно озадачиться более или менее точным километражем и обозначить, на чем вы ездите, будь то личный автомобиль, общественный транспорт или самолет. Экологичность продуктов питания разные углеродные калькуляторы оценивают либо в зависимости от того, сколько пользователь ежегодно тратит на продукты, либо от того, какого рациона он придерживается (в этом случае ему предоставляется гипотетический выбор продуктов на усредненную неделю). В результате калькулятор высчитает углеродный след и даст несколько советов по экологизации образа жизни.


Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK