Физика невозможного
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


Читать мысли пока невозможно. Попытка визуализировать активность нейронов мозга, например, с помощью аппаратов МРТ, упирается в предел разрешения – 1 воксель (то есть трехмерный пиксель), что соответствует зоне в несколько миллионов нейронов. И снимки МРТ, и волны ЭЭГ мы пока можем использовать только для «опознания» самых простых мыслей, которые обладают «очаговым» проявлением. Даже не мыслей, а намерений. К примеру, «я хочу поднять руку» или «сделать шаг вперед» нельзя прочесть по буквам, но можно поймать активность в зонах моторной коры больших полушарий, «привязанных» к руке или ноге. Настоящие мысли: воспоминания, логические конструкции, выводы – «распределены» по всему «полю» мозга и сторонней интерпретации не поддаются. Мы ведь часто сами не понимаем, как мыслим: «прыгаем» с темы на тему, с образа на образ. Но, как оказалось, даже фиксации самых простых «мыслей», которые можно интерпретировать как «команды», достаточно, чтобы управлять множеством девайсов.
Виртуальные взаимодействия
Мозг за рулем
Люди-киборги
Несколько лет назад в университете Питтсбурга в США цепочку увеличили еще на одно звено, подключив к компьютеру-приемнику робота. Ученые смогли наладить систему, которая позволяет парализованной женщине силой мысли управлять роботизированной рукой, находящейся отдельно. Правда, для этого пациентке все же пришлось перенести операцию на мозге по вживлению двух восьмимиллиметровых контактных баз с 96 электродами на каждой. При помощи кибер-руки парализованный человек может налить кофе, взять предмет, поднести его к себе, рассмотреть.
Лес Боу и его новые руки.
Фото: Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory (APL)
Сегодня ученые задумались над тем, как вернуть таким кибер-рукам чувствительность, чтобы мозг ощущал прикосновение. В лабораторных условиях с этой задачей в 2014 году справились специалисты Западного резервного университета Кейза и медицинского центра Кливлендского совета ветеранов Луи Стокса (США). Придуманный ими программный алгоритм «переводит» информацию с датчиков давления в протезе в «рисунок» сигналов, подаваемых на электроды в плече. После периода обучения, когда мозг привыкает к такой «азбуке Морзе», пациенты не только чувствуют, с какой силой сжимают руку, но и могут отличить на ощупь разные материалы – как минимум, вату от наждачной бумаги. Для полностью парализованных людей разрабатываются экзоскелеты – по сути, второе, «надеваемое» поверх первого, тело, которым можно управлять, как собственным.
Наука
Сергей Шклюдов