я могу помочь узнать мир через буквы
Никогда ни о чем не жалеть и всегда стремиться вперед
Светлана Белякова

Эмбрионы мышей не смогли полноценно развиться в космосе из-за радиации

Ученые из Китая отправили в космос более тысячи эмбрионов мышей на самой ранней стадии. Но животным было не суждено родится вне Земли и стать самыми популярными грызунами, так как на орбите клетки эмбрионов плохо делятся и дифференцируются. Исследователи предполагают, что дело в радиации.
Эмбрионы мышей не смогли полноценно развиться в космосе из-за радиации

В космосе уже побывали самые разнообразные животные — морские ежи, птицы, рыбы и другие. Хуже всего дело обстояло у млекопитающих. Их отправляли туда с целью понаблюдать за спариваем, зачатием и за развитием эмбрионов. Но, если про эмбриональное развитие в космосе ученые смогли получить хоть какую-то информацию, то попытки заставить крыс размножаться на орбите оказались безрезультатными. И проблема заключалась не в том, что животные не могли производить половые клетки, так как после возвращения на Землю их репродуктивная система работала абсолютно нормально.

В новом исследовании ученые из Китайской академии наук разработали автоматический мини-инкубатор, оснащенный программируемым регулятором температуры и техникой для фиксации эмбрионов, растущих в космических условиях. Около трети выращенных в нем эмбрионов развились в полноценных животных.

В апреле 2016 года Китай запустил спутник SJ-10. На нем в космос отправился и инкубатор с мышиными эмбрионами, которые находились на стадии двух клеток. Спустя 64 часа ученые приостановили их развитие, чтобы по прибытию на Землю изучить экспрессию генов.

В результате исследователи обнаружили, что из 1184 зародышей 856 развились до стадии морулы (многоклеточного плотного шара) или бластоцисты (шара с полостью внутри). Но скорость образования бластоцисты и ее качество заметно снизилось. В них было недостаточно клеток и экспрессия основных маркеров, наблюдаемой на этой стадии, тоже отличалась от экспрессии у эмбрионов, выращенных на Земле. А еще ученые обнаружили большое количество клеток зародышей, которые застряли в процессе деления и дифференцировки, то есть сбой в развитии произошел именно на этой стадии.

Так как ученые подозревали, что на зародышей влияет гравитация, они имитировали условия космоса на Земле. В результате большое количество облученных клеток не смогло развиться до стадии бластоцисты, а у тех, кто всё-таки сумел развиться, наблюдались двунитевые разрывы. Еще ученые заметили, что облученные зародыши плохо приживались в организмах матерей. Таким образом, ученые сделали вывод, что млекопитающие плохо размножаются в условиях космоса из-за радиации.