Биологи СПбГУ оценили точность изображения природы в искусстве из коллекции Эрмитажа
«Трубки и жаровня», Питер Клас, Эрмитаж. Фото: Biological Communications Объекты, изображенные на произведениях искусства, зачастую несут в себе глубокий смысл. Кажущиеся незначительными детали могут многое рассказать о картине и ее авторе. Кроме того, они помогают зрителю и искусствоведу глубже эстетически понять и оценить произведение. Биологи Санкт-Петербургского государственного университета проанализировали растения, насекомых и грибы на более чем 500 произведениях разных жанров из коллекций Государственного Эрмитажа, включая живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Все эти работы содержали один или несколько элементов ботанической и зоологической тематики. Помимо чешуекрылых и представителей других отрядов насекомых исследователи по возможности идентифицировали всех беспозвоночных животных. «В результате исследования нам удалось не только точно определить множество биологических видов на сотнях произведений искусства, но и систематизировать такие находки. Мы разработали шкалу достоверности — от документально точных изображений до полностью вымышленных существ. Оказалось, что художники далеко не всегда стремились к научной точности, часто прибегая к стилизации», — рассказала главный специалист по учету Управления экспозиций и коллекций СПбГУ Валентина Бубырева. Основным методом работы был классический морфологический анализ. Ученые внимательно изучали форму листьев, строение цветков, жилкование крыльев бабочек и другие внешние признаки для идентификации биологических объектов. Однако они не ограничивались только внешним видом. Использовался также географический метод: специалисты выясняли, какие растения и насекомые были распространены в стране и эпоху создания произведения. Это помогало сузить круг поиска и сделать определение более точным. Кроме того, применялись экологический и исторический подходы. Первый помогал понять, могли ли изображенные вместе грибы или растения в действительности встречаться в природе по соседству. Исторический метод позволял проверить, было ли известно то или иное растение художнику в год создания работы или же его вывели или завезли в Европу позже. Достоверность изображения биологического объекта оценивалась по пятибалльной шкале: от документальной точности (А+) до полной вымышленности (D). Результаты показали, что полностью достоверные объекты присутствуют на 26 изображениях, на 126 работах есть растения и животные с некоторыми искажениями. В 123 случаях внесена некоторая доля упрощения или вымысла, но присутствуют характерные признаки. 169 произведений содержат представителей флоры и фауны, имеющих лишь общее сходство с реальными, а на 172 изображениях представлены полностью вымышленные биологические объекты. Ранее ученые СПбГУ вместе с Государственным Эрмитажем представиликнигу «Бабочки Эрмитажа», в которой были отражены результаты схожего исследования по поиску бабочек на более чем 500 произведениях живописи, графики и прикладного искусства. Кроме того, Университет и Государственный Эрмитаж выпустили книгу «Сад Эрмитажа», которая стала продолжением данной работы.
|
Наука
Машины и Механизмы
Ученые нашли новый способ усилить действие противоракового препарата с помощью липосомных «троянских коней»
Ученые СПбГУ обнаружили уникальный механизм сегментации у кольчатых червей