Биологи описали, как ожирение влияет на метаболизм скелетных мышц

Исследовательская группа из Университета Гонконга (HKU) изучала роль мозгового нейротрофического фактора (BDNF) в метаболизме скелетных мышц. Ученые обнаружили новый механизм, объясняющий, как из-за ожирения возникает угроза для функционирования данной группы мышц, и предложили потенциальный способ лечения.
Биологи описали, как ожирение влияет на метаболизм скелетных мышц

Обычно именно у пациентов с ожирением наблюдается снижение метаболизма и в целом – выносливости скелетных мышц. Однако процесс, лежащий в основе этого механизма, не был достаточно изучен. Ожирение признано метаболическим расстройством, распространенным в современном обществе. По данным исследователей, с 1970-х годов число людей с ожирением в мире утроилось и в 2016 году достигло 650 миллионов человек (около 13% от общей численности населения планеты). С ожирением связано возникновение многих хронических заболеваний, среди которых диабет, гипертония, атеросклероз. Жировой обмен в скелетных мышцах людей с данным заболеванием протекает гораздо медленнее, чем у здорового человека. По мнению руководителя исследовательской группы доктора Чи Бун Чана, доцента Школы биологических наук факультета естественных наук Университета Гонконга (HKU), это связано с нарушением функций митохондрий (энергетических центров клетки, которые преобразуют питательные вещества в биологическую энергию).

Изучая воздействие ожирения на скелетные мышцы, ученые использовали мышей с ожирением и удаляли в их скелетных мышцах ген нейротрофического фактора мозга (BDNF). Изначально этот ген считался важным фактором для поддержания выживания нейронов. В недавних исследованиях была высказана гипотеза, что BDNF также является белком, выделяемым мышцами. Ученые обнаружили, что при ожирении снижается количество BDNF в скелетных мышцах мышей. Без BDNF мыши набирали большую массу тела. Митохондрии в мышцах таких мышей не способны к рециркуляции, что приводило к накоплению поврежденных митохондрий в тканях и к нарушению чувствительности к инсулину.
«Очевидно, что BDNF, вырабатываемый мышцами, является белком, контролирующим вес, увеличивая энергетические затраты и поддерживая чувствительность к инсулину», – считает доктор Чан.

Работа доктора Чана и его исследовательской группы дает новое объяснение пагубной природе ожирения и предполагает, какие именно препараты потенциально могли бы быть использованы для лечения ожирения у людей.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Autophagy.

Фото: The University of Hong Kong (Роль мозгового нейротрофического фактора (BDNF) в метаболизме скелетных мышц).