Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


То, что поведение человека гораздо пластичней, говорит лишь о том, что он значительно превосходит животных в развитии когнитивных функций, то есть высших отделов коры головного мозга, выполняющих самые быстрые и комплексные – интегральные регулятивные функции. Но это не значит, что отделы, ответственные за удовлетворение инстинктивных потребностей, остаются недоразвитыми. Человек всегда остается под властью биологических ограничений, мышление лишь помогает ему находить в этих естественных пределах оптимальные пути.
Социобиологи полагают, что человеческая культура формируется когнитивными
механизмами, которые, хотя содержательно и не детерминируются генами, но все же исходно запускаются ими.
Аналогичные поведенческие стратегии можно рассматривать и как социобиологические основания для формирования различных систем брачных отношений у человека: полигамии, закрепленной в культуре арабского Востока, и моногамии, характерной для европейской цивилизации. В обеих цивилизациях присутствует и промежуточная стратегия «воровства», которую культурная традиция и мораль отвергают.
кроликов, прежде чем убежать, громко барабанят задними лапками по земле. Благодаря этому сигналу остальные кролики успевают скрыться, хотя «барабанщику» минутная задержка может стоить жизни. И это не значит, что кролик «барабанщик» сознательно решается пойти на риск и даже пожертвовать собой. Он ведет себя так, как определено его генетической программой. В популяциях обычно бывает достаточно «барабанщиков», так как в группах родственников из поколения в поколение сохраняется достаточно носителей генов, определяющих данное поведение.
и Дж. Мэйнард Смит предложили теорию родственного отбора. Родственный отбор рассматривался ими как механизм естественного отбора, при котором альтруизм индивида помогает выживать не ему самому, а его детям и ближайшим родственникам, имеющим определенное сходство с ним по генотипу.
метаболизма такова, что после двух ночей голодания вампир умирает, если только не выпросит пищу у другой особи. Передача пищи от одного вампира к другому путем срыгивания является чистым альтруизмом, поскольку обеспечивает реципиенту 12 часов жизни, хотя в такой же степени она укорачивает и жизнь донора. Тем не менее, в колонии вампиров описано неоднократное альтруистическое спасение сытыми голодных. При этом между особями устанавливаются прочные связи.
идеологией, привычкой руководствоваться нормами морали. Примером такого поведения могут служить бойцы народного ополчения, которые добровольно отправлялись на фронт Великой Отечественной войны. Так или иначе в человеческом понимании альтруизм связан не только с развитием когнитивных функций человека, но и с развитием нравственной культуры.
позитивно оценивает благотворительные поступки, независимо от того, совершаются
они бескорыстно или по расчету. Но при этом импульс возбуждения в разных зонах
проходит разные пути, то есть мозг отличает бескорыстный альтруизм от взаимовыгодных отношений. Полученные данные говорят о том, что, вероятнее всего, бескорыстный альтруизм произошел от взаимного альтруизма.
и не исключает влияния наследственности, в первую очередь выявляет когнитивность контактов и способность к научению.
нравственные поступки зависит не только от рассудка, но и от эмоциональных свойств, в частности таких, как способность к сочувствию, за которые отвечают определенные отделы головного мозга. Отсутствие такой способности связано с нарушениями, локализованными в вентромедиальной части префронтального слоя коры (ВМПК).
поведенческие стратегии, которые адаптивно нацелены на то, чтобы вызывать сострадание и помощь. И в этом, с точки зрения Мэриэн Докинс, не существует принципиальной разницы между страданиями животных и человека. Однако у животных, как, впрочем, и у человека, часто возникают отнюдь не сострадательные, а жестокие реакции на страдание ближнего. В этом плане показательны наблюдения В.Р. Дольника: «У макак есть одна гнусная инстинктивная программа (встречающаяся и у некоторых других стайных животных, например, у собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь: кричат, кидают в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь…» Вероятнее всего, причина «гнусного» поведения в том, что процедура наказания «собрата» вызывает у субординантов приступ страха и побуждает демонстрировать иерарху свою
лояльность, действуя заодно с ним и подражая ему. Аналогичные, вызванные страхом
реакции, противоположные состраданию, характеризующие ярко выраженный как индивидуальный, так и коллективный эгоизм, встречаются и среди людей.
качества, направленные на достижение собственного жизненного успеха. Таким образом, эгоизм является полезным свойством и обнаруживается как основная наследственная тенденция в существовании и эволюции вида, и это справедливо как для животных, так и для человека.

установления внутривидовых контактов между животными, образование стабильных общественных группировок, по мнению этологов, невозможно без эгоистических проявлений внутривидовой агрессии. С одной стороны, она обеспечивает конкуренцию и выживание наиболее приспособленных особей, с другой – способствует изоляции отдельных групп животных в пределах популяции и препятствует перемешиванию различных стай одного вида. Эгоистическая агрессия поддерживает структуру индивидуализированных сообществ, их иерархическую организацию. Таким образом, агрессия – это, как правило, внешнее проявление внутреннего общебиологического свойства эгоизма, которое лежит в основе борьбы за существование организмов и имеет необходимое адаптивное значение.
пассивность. Те же самые формы поведения, которые свойственны «нормальному»
эгоизму, становятся проявлениями и альтруизма – с той лишь разницей, что они направлены не на собственное выживание, а на выживание коллектива.
для выживания эгоистических и альтруистических свойств. Но при этом обнаруживаются существенные индивидуальные различия: одни особи более склонны к эгоистическим реакциям, другие – к альтруистическим. В результате в сообществе животных формируются три основных типа отношений: эгоистичность каждой особи обеспечивает ей успех в индивидуальной борьбе за существование; коллективная эгоистичность сохраняет структуру семьи; альтруистичность некоторых отдельных особей помогает выжить в коллективной борьбе за существование.
человеческого общества как биологическая основа борьбы за индивидуальное существование и выживание отдельных особей. Альтруизм является необходимым условием для более успешного выживания потомства и, в конечном итоге, для всей человеческой популяции в целом.
репрессий, революций и войн. При общей пользе эгоизма его крайние проявления могут сказываться негативно как на судьбах отдельных людей, так на исторических судьбах народов. Большую опасность в современности представляет крайний эгоизм, противостоящий интересам как отдельных людей, так и общества в целом.
Наука
Машины и Механизмы