Камилла
я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Время теплохладности

В христианской традиции леность – смертный грех, а с кем еще беседовать о грехе, как не с духовным лицом? На вечные и насущные вопросы издателю «ММ» ответил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, настоятель Александро-Свирского монастыря.
Время теплохладности
Александр Новиков: Ваше Преосвященство, первый мой вопрос немного провокационный. Я думаю, вы неоднократно сталкивались с тем, что люди, которые вас окружают, подвержены лени. Как вы относитесь к этому явлению?
Епископ Мстислав: Если брать точку зрения христианина, воспринимающего мир как творение Божие, то лень, леность – один из смертных грехов. Из-за нежелания трудиться, заниматься чем-то полезным человек постепенно приходит к мысли, что ему нужно все и сразу получить без малейших усилий. А труд необходим, нужно постоянно работать над собой, над своими проблемами.

Каждый подвержен греху лености, начиная с самых малых лет, и зачастую этому способствуют родители, пытаясь оградить своих детей от любых забот.

Леность держит человека в таких клещах греха, из которых часто очень сложно вырваться. И в духовной жизни такое бывает. Люди приходят разные, некоторым нужно очень много времени, чтобы войти в ритм церковной жизни. У нас есть определенные правила, утренняя и вечерняя молитва. И как бы тяжело ни было вечером молиться, нужно найти эти 15 минут для того, чтобы почитать правило. Ведь молитва – это общение с Богом. Это постоянство. Если мы всю жизнь проявляем постоянство, тогда молитва дает нам не только осознавать свои грехи, но и почувствовать радость через ощущение духовной пищи, которой не хватает.

Я думаю, борьба с леностью присуща всем людям, и нет в мире такого человека, который не мог бы себя где-то, в какой-то момент пожалеть или оправдать. Хочется больше полежать, больше поспать.
АН: То есть леность – это плохо, это грех. Хотя есть мнение, что лень – это двигатель прогресса. Правда, я с этим не совсем согласен, но такая версия есть.
Е.М: Вопрос совершенствования технологий связан не с леностью, а с прогрессом людей. Это все-таки интеллектуальное состояние человека, это желание и стремление к чему-то высшему. Человек всегда что-то ищет, даже летающие тарелки, но забывает о том, что мы видим чудеса совсем рядом. Вот у нас, в монастыре. Даже если человек не молится или приходит в первый раз, но в душе просит помощи, Господь помогает и этого человека уже не оставляет. И смотришь, через год-два человек меняется.
АН: Господь, конечно, помогает. Но мне кажется, что Он все-таки помогает людям, которые хотят этого и сами что-нибудь делают для того, чтобы Он им помог… Вот я вчера разговаривал с племянником, он студент. Спрашиваю его: «Скажи мне, для тебя, для твоего поколения, что такое лень?» Он мне с улыбкой отвечает: «Лень – это наше все». Ну, понятно, он пошутил, чтобы я от него отстал. Но, на самом деле, не кажется ли вам, что нынешнее молодое поколение более ленивое, чем были мы в их возрасте?

Е.М: В чем сейчас заключается основа воспитания молодежи? Наслаждаться жизнью через телевидение и Интернет. А это приводит молодежь в состояние безразличия, теплохладности, даже по отношению к себе. Во времена нашей молодости у государства были какие-то устои, были законы, которые давали молодежи определяться. Думаю, у нас была цель в жизни. Сейчас у многих ее нет. Компьютер и все, что окружает нынешнюю молодежь, – это мыльный пузырь, который отвлекает ее от реальности.

Ваш племянник, даже не думая об этом, сказал самые правильные слова.


АН: Но тут же есть серьезное противоречие: мы стремимся к тому, чтобы получить материальные блага и сделать жизнь наших детей легче и лучше, но вот эти благие намерения приводят к тому, что нашим детям ничего делать не надо, потому как у них все есть. Что провоцирует лень и праздность, а в дальнейшем может привести к серьезной деградации общества в целом. Может быть, мы тогда не должны стремиться к благосостоянию? Может, мы должны стремиться к чему-то другому? К молитве, например.

Е.М: Молитва, вера без дел мертва есть. В понимании монастыря – это непрестанный труд и молитва. А в миру…

Быт сейчас как устроен? У тебя есть карточка, ты нажал кнопку и все получаешь. Тебе все привезут, можно месяцами не выходить из дома.

Мама дочери ногти красит с маленьких лет и говорит, что она принцесса. Сейчас детей ставят на уровень принцесс и принцев. Забывают о том, что основой всего является семья, папа и мама. И когда ребенок стоит выше родителей, тогда все перед ним прыгают. И он начинает управлять ситуацией. И поэтому я спрашиваю – а зачем вы над ребенком издеваетесь? Вы ребенка ведите в бассейн, съездите за город. Дайте ему жить реальной жизнью, вытащите его из-за компьютера.

Я захожу к знакомым. У Маши триста игрушек. Я спрашиваю: «Машенька, а что это за игрушка?» – «Слоник». – «А где он живет, слоник?» – «Не знаю. Наверное, там, где много снега». Значит, родители не занимаются. Проще купить ребенку игрушку. Это вот такой откуп от детей. А их нужно воспитывать. И, может быть, все-таки чуть-чуть ниже себя.

АН: Так может быть, мы с вами выросли неправильно? Вы же говорите, что родители должны воспитывать детей, а мы на каком-то этапе потеряли понимание, как их воспитывать. Нынешняя молодежь – это ведь наши дети!

Е.М: Я считаю, что нас воспитывали правильно. Нам объясняли, что такое добро и зло, что есть моменты, когда ты должен брать на себя ответственность.

Сейчас кажется, что прогресс пошел вверх, но на самом деле это не прогресс, а возвращение человека в состояние животного. Люди не имеют своего мнения, ими легче управлять, легче повести за толпой и навязать все что угодно. И однополые браки, и развал семьи, и разрушение государства.

Я думаю, что Церковь, наверное, всегда была основой государства. Для любого христианина важна была защита своего народа, своей семьи, близких, родных. А сейчас ребята не идут в армию. Это страх потерять «наслаждайся и радуйся», страх оторваться от денег и опеки родителей. Если человек нормальный, активный, занимается спортом, то год потерпит. Сам. И подальше от родителей.

АН: Конечно, я светский человек, но тут вообще трудно спорить. Явно что-то происходит неладное.

Е.М: Развращенность молодежи.

Вот я был недавно в одной из стран Запада, и мне рассказывают такую историю: папа с зятем держат на руках девочку, подходит пара, пожилые люди, и говорят: «Как мы рады, что у вас такой замечательный ребенок!» Они подумали, что это однополая семья. Какова цель этого всего? Генетически уничтожить людей, которые имеют отношение к правильному пониманию добра и зла.

Или другой вариант, когда в детском садике ребенок рисует двух мам. Говорит: «Это моя семья. Мама, мама и я». Наш ребенок, из России, говорит: «Такого не может быть. У меня папа и мама и брат. Ты меня обманываешь». И ударил мальчика в глаз. И заведующая этим государственным детским садом в европейской стране говорит: «Извините, пожалуйста, но у нас свобода выбора. И пожалуйста, ребенку объясните. А если не объясните, мы просим перевести в другой садик». Как ребенку маленькому это объяснить – две мамы или два папы?

АН: Вы говорите абсолютно правильные вещи. Только давайте поищем причину и способ, как из этого выйти.

Е.М: Мы должны пересмотреть основы нашей жизни. Я думаю, что есть люди, которые заинтересованы развалить основу добра, основу веры в Бога. Это связано и с финансовыми вопросами, и с геополитической жизнью всей планеты.

Я не говорю про совершенство, это только Господь может определить.

Не знаю, почему образованные люди из других стан на Россию смотрят с надеждой. Наверное, потому, что именно Россия сможет сохранить понимание добра и зла.

АН: Ну, я, например, не согласен с тем, что мир безнадежно катится вниз. На сегодняшний день он находится в некой стадии деградации. Мы с вами это понимаем, значит, этому уже противодействуем. И такие люди еще есть, значит, на каком-то этапе это все равно должно остановиться.

Е.М: Европа не остановилась.

АН: Да Европа не должна быть показателем для нас.

Е.М: Почему? Это наши соседи.

АН: Я вот слушал вас и хочу сказать, что мое детство прошло в Советском Союзе, но мои родители не уделяли мне так уж много времени.

Е.М: Школа, пионеры, комсомол, октябрята…

Что такое коммунистическая система? Это христианская система, лишенная Бога, устроенная умными людьми. Я говорю о том, что система была нравственная. Если мы хотим будущего, а никакой нравственности не будет, то ничего мы с вами тут не сделаем. Будет все хуже и хуже. Потому что издадут какой-то закон, согласно которому будут закрывать храмы и в катакомбах или подвалах молиться, вот и все. И никому не говори, что у тебя еще жена есть, что это не однополый брак.
АН: Ну уж до такой степени, я думаю, мы не доживем с вами.
Е.М: Я говорю не о себе, я говорю о наших близких людях. Я за них переживаю. А что они будут говорить? Мы умрем, а после нас хоть потоп?

АН: Нет-нет. Мы с вами вот сейчас, между прочим, для них это пытаемся объяснить.


Е.М: У нас система была, нравственная система. Греха не было у нас.
АН: Так, значит, надо строить систему.

Е.М: Так я вам объясняю. Это вопрос правильного воспитания не только родителей, это правильное воспитание школы.

АН: Вы абсолютно правы. Но только есть все-таки более глобальная причина, почему все это происходит. И не только в школах, а в любой другой жизни. Нас кормят плохими продуктами, теряется понимание профессии, в институтах не учат… Про науку я вообще молчу, там тоже хватает нюансов. Это везде. На сегодняшний день нарушен баланс между духовными и материальными ценностями в сторону материальных. И очень резко. Люди начали забывать о том, что есть еще духовная жизнь, и стали на это мало обращать внимания. И все ушло в материальное.

И вот когда мы говорим про лень, то один из ключевых вопросов борьбы с ленью – это движение к какой-то цели. Должна быть цель.
Е.М: И труд.
АН: Да, и труд. Но если идти к цели, ты должен что-то делать, совершать какие-то поступки, брать на себя ответственность, двигаться.
Е.М: Есть основная вещь, очень важная. Человек должен определиться, зачем он пришел в этот мир. Это один из самых главных моментов. Вот дали ему жизнь. А зачем? Просто так?

АН: Понимаете, вот тут я не согласен. Дело в том, что я, дожив до своего возраста, условно, 50 лет, сейчас совершенно точно, конкретно и безоговорочно понимаю, для чего я пришел в эту жизнь. Что я делаю, куда я стремлюсь, какие у меня задачи и цели. Боюсь, что 15 лет назад мне это было непонятно. Уже не говоря про то, когда я был юношей. Я был в системе, и система мною управляла, воспитывала и двигала вперед. Она, наверное, знала, куда я должен двигаться.

Я хочу подчеркнуть, что цели бывают разные. Я разговариваю со многими молодыми людьми, и они говорят, что у них есть цель – деньги заработать. Сначала чтобы прокормить семью, потом чтобы купить машину или яхту. И очень редко человек мне говорит, что его цель – стать настоящим профессионалом, мастером своего дела.

Духовность, на мой взгляд, выражается не только в вере в Бога, но и в творчестве, в любви, в отношении к другим людям и так далее. И люди перестали ставить духовные цели, их цели материальные – хочу много денег! И вот эта подмена ценностей, мне кажется, переворачивает мир с ног на голову.

Люди перестали ценить человеческие отношения, веру в Бога. Ну, и вообще любое идеологическое окружение. Они начали любить только деньги и стремление к деньгам. А деньги – это вещь очень скользкая, за деньги можно совершить любое преступление, если отвлечься от нравственного, так сказать, их содержания, этих денег. Вот тут, мне кажется, основная проблема, которая происходит.

Александр Свирский (1448–1533) – русский православный святой, почитаемый в лике преподобного (в православии так называют святых, угодивших Богу монашеским подвигом). Он родился в приладожском селе Мандеры (недалеко от современного Лодейного Поля). 19-летним юношей он отправился на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, потом принял постриг. В 1485 году Александр ушел на Святое озеро, что неподалеку от Олонца и реки Свирь. Именно там спустя годы появилась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после смерти – всего через 14 лет. В 1641 году при перестройке церкви были обретены его мощи.
В декабре 1918 года большевики вывезли мощи из монастыря в рамках кампании по разоблачению святынь. В отчете врачебной комиссии, созданной по поручению исполкома Северной области, было написано, что вскрытие обнаружило фальсифицированность мощей, и далее след их затерялся.
В 1998 году начались поиски мощей преподобного. Организатором их стала инокиня Леонида (Сафонова) – в миру кандидат биологических наук, гистолог, сотрудница НИИ имени Пастера, автор более 60 научных работ. Тело святого Александра Свирского было обнаружено в музее при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. 80 лет оно тайно находилось там в качестве экспоната – «мумифицированного тела неизвестного мужчины», не зарегистрированного ни в одном каталоге. В ВМА не единожды приходили сотрудники НКВД, чтобы забрать мощи, и тогда безымянный «экспонат» прятали между шкафом и стеной.
Подлинность мощей проверялась в течение полугода – в исследованиях участвовали антропологи, рентгенологи, судебные эксперты и анатомы, специалисты музеев, архивов и библиотек. Сейчас святыня находится в Преображенском соборе Александра-Свирского монастыря и открыта для поклонения.
Е.М: Я думаю, что цель одна – каждый на своем месте должен делать то, что ему поручено. Церковью, государством. Между добром и злом выбирать добро. И я считаю, что это поможет не только лично человеку, но это поможет обществу. Это очень тяжелый и сложный путь.

Лично для меня понимание добра и зла – это выражение любви. Потому что человек ради любви готов идти на подвиг. Потому что любовь – это терпение, по сути. Но основа для молодежи, мне кажется, в том, что у нее должна быть цель. И не только заработать много денег. Это, может быть, и неплохая цель, но вопрос в другом – в том, насколько эти деньги выше всего остального.
АН: Я с вами абсолютно согласен в том, что мы не должны жить ради того, чтобы баловать своих детей, не должны пользоваться своим родительским эгоизмом.Должны учить их работать, объяснять им, что только труд и никак не лень – это то, что даст им в жизни возможность быть счастливыми. Потому что лень превратит их в овощ. Не принесет ни счастья, ни успеха в жизни.
Е.М: Живая рыба против течения плывет, а мертвая – по течению.

Механизм Общества

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Научные события Петербурга:
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK