я могу удивлять
Делай, что должно, и будь что будет
Дмитрий Козлов
Все записи
текст

Формула SAE

В апрельском номере «ММ» мы постарались раскрыть тему Формулы-1 в России. Продолжение пришло откуда не ждали: оказывается, у нас есть не только свои команды, пилоты и две трассы – студенты отечественных инженерных вузов собирают гоночные болиды. Участвуют они, правда, не в гонках F1, а в специальных соревнованиях Formula SAE («Формула Студент»), но это совсем не «игра в машинки». В этом мы убедились, познакомившись с командой Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ).
Формула SAE

     Коридоры, похожие на внутренности межпланетного космического корабля, ведут в просторное двухэтажное помещение. Наверху – конструкторское бюро. Там на мощных компьютерах проектируются шасси и силовые установки болида, прорабатывается его аэродинамика. На первом этаже – сборочный цех, или «лаборатория», как называют ее сами молодые инженеры. Станки, наборы специальных инструментов, огромный сварочный стол. Здесь же стоят «на приколе» уже выступавшие болиды: первенец Iguana, три машины семейства Iguana Evolution и самый молодой автомобиль – Iguana G6. На сварочном столе – остов болида, который будет защищать честь команды в этом сезоне.

– Не фотографируйте раму, пожалуйста. Это наша последняя разработка, совсем свежая.

 Все – очень серьезно. Помимо команды МАМИ в России есть еще шесть студенческих конструкторских бюро (из Москвы, Нижнего Новгорода, Тюмени и Челябинска), участвующих в соревнованиях Formula SAE. В мире их – 514 (это только те, кого допускают к соревнованиям). Конкуренция нешуточная. Тем более, студенческая формула, в отличие от звездной тезки F1, – соревнование, в первую очередь, инженеров, а не пилотов.

Задача команды, представляющей свой болид, не только прийти к финишу первыми, но и доказать эффективность конструкции автомобиля, его управляемость и соответствие техническому регламенту (а это 162 страницы английского текста и таблиц). Четыре, а то и шесть месяцев ведется проектирование и сборка болида, еще месяц – на испытания и доводку конструкций, и к летнему сезону можно выезжать на гоночные трассы.

В 1978 году три команды техасских студентов переделали несколько газонокосилок в багги и устроили на них гонки. Профессора Хьюстонского университета Марка Маршека эта затея так впечатлила, что он, обратившись в Сообщество автомобильных инженеров, предложил организовать серию соревнований, в которых студенты гоняли бы на самостоятельно сконструированных и изготовленных машинах. Состязания состоялись уже на следующий год – они назывались «Мини-Инди».

Сначала в постройке автомобилей использовались одинаковые восьмисильные двигатели, но вскоре участникам захотелось расширить динамические возможности машин. Так появился новый класс гонок – Формула SAE, в которой участвовали уже болиды для трека, а не внедорожники.

В 1998 году в Великобритании состоялась первая европейская Формула SAE а сегодня студенческие гонки популярны во всем мире. В них участвует более 500 университетов из 40 стран, и это уже не проект, а серия проектов (куда входят «Мини-Баха» – постройка внедорожников; Supermileage – постройка сверхэкономичных автомобилей; Formula Hybrid – с гибридной силовой установкой; Formula Electric; постройка снегоходов и даже беспилотных летательных аппаратов).

Formula SAE состоит из девяти этапов, но даже европейские команды, как правило, участвуют только в четырех-пяти. Команда МАМИ обычно выезжает на два этапа (болид – в небольшом фургоне, команда – самолетом). В прошлом году это были трассы Хоккенхаймринг (Германия) и автодром Рикардо Палетти (Италия). Что же представляют собой соревнования студенческой Формулы?

Рядом с трассой, на которой в другое время соревнуются гонщики F1, разрастается кемпинг, где в палатках живет около трех тысяч участников. Помимо команд на соревнования приезжают представители компаний-спонсоров, автостроительных корпораций, «взрослых» гоночных команд. Formula Student – это еще и своеобразная «ярмарка невест»: из числа технической молодежи специалисты известных автокомпаний, поддерживающих проект (BOSCH, Wolkswagen, AUDI, BMW, Mahle, Brunel, DEKRA, Continental, Eaton, GKN, SolidWorks), подбирают себе специалистов, у которых энергия молодости сочетается с реальным инженерным опытом. Один из участников первых команд МАМИ теперь работает в известной фирме производителей моторных масел. Знакомство состоялось на одной из выставок, где ребята представляли свой болид.

Те, кто работает в команде Формулы, действительно – находка для работодателя. Уже на первых курсах они получают те самые tacit knowledge («знания на кончиках пальцев»), которые так ценятся в современном мире. Все, чему их учат на занятиях, они могут опробовать сразу после пар в своей лаборатории. Некоторые инженерные задачи, встающие перед создателями болидов, требуют решений, выходящих за пределы учебной программы, – есть зачем оставаться в лаборатории допоздна, а иногда и на всю ночь! Причем не только инженерам и конструкторам. В команде есть свои экономисты и специалисты по связям с общественностью. Презентация проекта перед экспертами – еще одна часть соревнований: за короткое время необходимо защитить технические решения, использованные при конструировании болида, и доказать экономическую целесообразность его постройки. Такое разнообразие задач способствует не «кучкованию по интересам», а работе в прочной связке: сейчас в команде 19 человек, не считая трех кураторов, и выделить одну или несколько «звезд» невозможно – все успехи достигнуты сообща.

А в это время на площадках проходят испытания самих болидов: проверяются соответствие машины техническому регламенту и уровень производимого ею шума. Автомобиль испытывают на наклонной площадке (он не должен переворачиваться даже при повороте корпуса на 60 градусов), проверяют его маневренность и измеряют скорость разгона до 100 км/ч. Результат последней «Игуаны» – 4,1 секунды. Только после этого болид выходит на гоночную трассу.

 Formula SAE – гонка с раздельным стартом. На трассу длиной 22 км по очереди выходят шесть машин, главная задача которых – пройти ее целиком. Для участников эти круги – момент истины, главный итог работы за год. До трех четвертей болидов не справляются с заданием. Здесь все настоящее: и скорость, и адреналин, и эмоции – этим соревнования и привлекают на трассы местных жителей и туристов. К тому же «Студенческая формула» – это особенный праздник для детей: можно не только посмотреть на автогонки, но и потрогать болиды, а если повезет, то и порулить дадут.

Чемпионская работа команды МАМИ 

В России соревнования студенческой Формулы пока не слишком известны. О существовании студенческих конструкторских бюро знают разве что однокурсники и преподаватели молодых конструкторов. Однако собранные студентами болиды все чаще можно увидеть на фестивалях науки и автомобильных выставках. К тому же у команды МАМИ есть и другие проекты, которые вовлекают в пространство инженерии и автоспорта людей, далеких от этих сфер изначально. Например, проект «Картинг без границ» позволяет людям с ограниченными физическими возможностями почувствовать себя пилотами – для них ребятами собраны специальные карты, в которых педали газа и тормоза перенесены на рулевое колесо. Созданный в МАМИ электробайк (лучший по итогам международных соревнований Smart Moto Challenge, прошедших в Барселоне в июле 2013-го) является экологически чистым видом транспорта, в скорости не уступающим обыкновенному мотоциклу. В Испании на таких железных коней пересадили полицейских, возможно, и в России им найдут практическое применение. Тем более, команда МАМИ – действующий чемпион мира в их проектировании и создании, и уже сейчас ребятам предлагают работу в Европе.

Хочется, однако, надеяться, что необходимую поддержку найдет и стремление сегодняшних студентов работать на родине. Ведь успех команды складывается не только из таланта инженеров, мастерства пилотов и количества затраченных усилий и средств, но и от внимания к проблемам и радостям студентов. И именно в студенческих лабораториях и на трассах молодежных соревнований закладывается успех отечественного автоспорта и автопрома.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK