Свято место

Давно это было – не осталось ни старожилов, ни преданий, лишь летопись. Да и та – археологическая. Согласно ей, наши предки стали с особым трепетом относиться к определенным местам уже более 30 тыс. лет назад, а вероятно, и раньше. Что же это за земли чудесные? Сегодня мы называем их местами силы.

Мыс Бурхан на Байкале. Фото: aurelien2102, flickr.com

Они невероятно популярны в нашей жизни, но едва ли вы сможете найти в Интернете точное определение этому феномену. Разве что на эзотерических сайтах.

«Научное определение того, что такое “место силы”, в этнографии не вполне определено, поскольку это элемент не традиционной, а современной культуры, – рассказывает кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник и хранитель фонда “Архаические и традиционные верования” Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге Татьяна Дмитриева. – Этот термин принадлежит Карлосу Кастанеде, который писал о них, но не уделял им большого значения, – для него главную роль играли сами силы, которые “ведут наши жизни и смерти”, а не то, где они обитают. То есть сегодня словосочетание “места силы” используется далеко за пределами того контекста, в котором его употреблял писатель».

Татьяна Дмитриева. spbdn.ru

Если воспользоваться великим и могучим «Гуглом», то первое, что выдаст поисковик на словосочетание «места силы», – бесконечный список таковых, зачастую «стихийных» и непонятно кем назначенных. Последних много, внятной литературы по ним – почти нет. «Сегодня под местами силы можно понимать все что угодно: природные или исторические достопримечательности, в которых у человека возникает особое настроение. Считается, что здесь происходит некая энергетическая подпитка. Она может быть вызвана не только приобщением к каким-то древним культам, но и просто от созерцания красивого природного ландшафта, на что могут особенно реагировать жители больших городов, которым не хватает впечатлений такого рода. На все это накладываются отрывочные и полусказочные знания, на основе которых начинает формироваться новая мифология. То есть места силы можно назвать элементом современного неоязычества», – продолжает Татьяна Николаевна.

Дать определение таким местам сложно, зато их легко узнать – зачастую вокруг завязаны цветные ленты, на камнях начертаны «культовые» знаки, сами камни могут быть сложены в пирамидку. Завязывание лент символизирует исполнение желаний, а пирамидки ставят «на удачу». И тот, и другой «обряд» – сборная солянка из множества культов, которые восходят к разным религиям. Каменные пирамидки, например, принято сооружать в Гималаях, где их приносят в качестве подношений местным божествам, а коренные алтайцы «селят» в них духов, после чего просят исполнить желание. Распространены на том же Алтае и вообще по всему тюркско-монгольскому миру и культы Дьялама и Кыйра – привязывание цветных лент (чаще всего белых или голубых) на ветки или камни. Это знаки подношения местным духам, у которых также просят какой-нибудь бонус для себя. Мало разбираясь в тонкостях этих ритуалов, вездесущие туристы начинают делать то же самое, нанося моральный вред верующим и образуя стихийные «места силы».

«На мой взгляд, все это – некий заместитель христианской, мусульманской или любой другой традиционной веры, – делится мнением Татьяна Дмитриева. – Потому что во всех религиях, как древних, так и современных, есть понятие святых мест. Места силы – вероятно, то же самое, но в светской оболочке. Сегодня в нашем социуме ослаблены ортодоксальные религиозные традиции, поэтому люди, вероятно, компенсируют потребность приобщения к чему-то мистическому, посещая места силы. Природа не терпит пустоты – возникает квазирелигия».

Это и понятно. Взять хотя бы нашу страну. Еще в XIX веке большинство россиян были верующими, причем не только на словах – люди строго соблюдали христианские посты и обряды. Вероятно, это давало чувство некой защищенности и причастности к высшим силам. Потом пришла советская власть и вместо одной религии принесла другую – коммунизм. Философы называют такие идеи «большим смыслом». А потом Союз распался, а с ним и Смысл (если не считать таковым всеобщую задачу бесконечного потребления, пришедшую с Запада). В результате можно предположить, что многим людям действительно «чего-то не хватает». Ведь магическое мышление и «тоска» по нему в самом деле стары как мир. Как и места силы, точнее, их прототипы. «Священные места существуют на протяжении всей человеческой истории, – говорит Татьяна Николаевна. – Самые древние из них – палеолитические пещеры, которых очень много в Европе. Например, пещера Шове во Франции».


Пещера Шове возле города Вальон-Пон-д'Арк. Кадр из французского фильма «Последний переход», снятого в одном длинном кадре, полностью в 3D, чтобы можно было различить все детали наскальной живописи пещерного комплекса. Фото: Perazio Engineering, Hugo Barbier, Rup’art productions, journals.openedition.org 

Наскальные рисунки в пещере Шове, в испанской пещере Альтамира и во многих других считаются настоящими шедеврами первобытной живописи. Самые древние изображения и в той, и в другой пещере датируются временем более 30 тыс. лет назад. Характерные изображения в пещере Альтамира – красные бизоны, в Шове – бегущие лошади (движение передается, в том числе, при помощи естественного рельефа пещеры). В качестве красок древние художники использовали естественные пигменты: охру, уголь, гематит. Ученые, например, известный палеоантрополог Станислав Дробышевский, считают, что подобные пещеры имели для наших предков сакральный смысл – они, вероятно, могли быть связаны с обрядами перехода (инициации), которые характерны для традиционных сообществ и сегодня.

«Если говорить о нашей стране, то такой пещерой является Капова. Я сама была там и могу сказать, что у человека, который попадает туда не с экскурсией, а работает в ней, действительно появляется определенный психологический настрой. Словами эти ощущения передать очень сложно – воодушевление, чувство приобщенности к чему-то грандиозному. При этом, я думаю, что те, кто посещает современные места силы, – едва ли могут пережить подобные ощущения, поскольку они ездят туда группами. Для того же, чтобы испытать “нужные” эмоции, необходимо, во-первых, иметь знания (истории того или иного места или культа), а во-вторых, понимать, что такие вещи все-таки предполагают определенную интимность», – заключает Татьяна Дмитриева.

Вполне возможно, впрочем, что природа мест силы вовсе не такая мистическая, как кажется. В 2014 году в научно-практическом журнале «Новые исследования в разработке техники и технологий» вышла неприметная, но интересная работа. Ее авторы попытались показать, что дольмены (древние погребальные и культовые сооружения из больших камней, мегалитов) одного из известных мест силы – урочища «Три дуба» в районе Сочи – появились там отнюдь не случайно. Исследователи Барышников А. Б. и Кошельник Е. И., как и многие другие специалисты, считают, что дольмены возводились, в основном, в местах геологических разломов. В своей работе, которая так и называется «Места силы», ученые доказывают, что ритуальный комплекс «Три дуба», построенный около 2500 года до н. э., тоже возведен на месте подобного разлома. Исследователи делают вывод: «Строили [дольмены] там, где обостряется восприятие, все чувства напряжены и где более эффективное воздействие на психику человека. <…> Об этом знали как строители дольменов, так и более позднее автохтонное население Кавказа. Очевидно, что колебания интенсивности геофизических полей (в данном случае, вероятно, имеются в виду сейсмическое и радиационное поля. – Ред.), сопровождающиеся выбросами глубинного токсичного газа радона, что характерно для мест геологических разломов, провоцировали обострение восприятия и других психологических проявлений». В общем, похоже, наши предки знали толк в том, где устраивать места силы, а «психоэмоциональным эффектам», которые они порождали, даже могло быть научное обоснование, о котором строители не догадывались, объясняя их по привычке – мистикой.

Дольмены в урочище «Три дуба». Фото: Марина Карпова, konivsochi.ru 

Кстати, всем известный Стоунхендж (который также относится к мегалитическим сооружениям) – не только самый знаменитый археологический памятник, но и одно из популярнейших ныне мест силы. Таковым, видимо, он считался и в древности, ведь астрономические наблюдения, с которыми связывают каменный комплекс, в былые времена были делом сакральным и ассоциировались с проявлениями всевозможных божеств. Известное место силы – и так называемые Камни Мерлина, что во Франции. Численность этих мегалитов превышает количество камней в Стоунхендже, они растянулись на расстояние около трех километров и образуют длинные аллеи. Интересно, что даже в наши дни сохраняется «официальное» название многих подобных сооружений под именем «священные камни». Их много в России: Конь-Камень в Липецкой и Тульской, валун Русич в Ленинградской и Шутов камень – в Московской областях, Замковый Камень на Кубани. А также в других странах: Зорац-Карер – в Армении, Длинная Мег и ее дочери – в Англии, Калланиш – в Австралии.

«Популярными местами силы являются также и различные ключи, – продолжает Татьяна Николаевна. – В христианстве они так и называются – святые источники. Вероятно, многие из этих и других мест силы сегодня существуют на месте старых, тех, что почитались архаическими культурами. Во многих регионах планеты, в том числе и в нашей стране, до сих пор существуют традиционные сообщества и народы, которые сохраняют древние религии и почитают их».

Чтобы познакомиться с ними, не надо даже ехать в джунгли Амазонии или в африканские пустыни. Например, в граничащей с Россией Монголии население до сих пор сохраняет культ Обо (этот культ распространен также в Южной Сибири). Путешествуя по стране, автор этих строк была свидетелем того, как местное население совершает молитвенные обряды у перекрестков дорог и обрызгивает водкой кучи камней, украшенных ленточками. Так монголы отдают дань духам, отвечающим «за добрую дорогу», а заодно – за погоду, урожаи, здоровье и благополучие.

Кстати, в той же Монголии есть и целые священные горы (как в Китае или Японии). В России и других странах священными часто называют вершины, с которых открывается очень живописный вид. Например, Белуха на Алтае, Демерджи – в Крыму, Пидан – в Приморском крае, Гималаи – на Тибете, стратовулкан Шаста – в США, Броккен – в Германии и Афон – в Греции. Не исключено, что в прошлом эти горы и в самом деле были связаны с местами определенных культов. Интересуетесь вы древними обрядами или нет, верите ли в их действенность – вы уж точно любите красивую природу, поэтому все без исключения «места силы» рекомендованы к посещению.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ