«Дай, Джим, на счастье лапу мне!» А теперь другую и, пожалуйста, еще и заднюю. Научить собаку можно очень многому, но стоит ли соревноваться в педагогическом рвении с Ходжой Насреддином, который, как известно, учил осла читать? «Для того чтобы собаку было удобно содержать в городских условиях, ей достаточно освоить минимальный набор команд», – говорит кинолог с 15-летним стажем Александр Смирнов.
Текст: Дарья Перрен
При этом успех обучения во многом будет зависеть от личности самого хозяина, а вот какой породы окажется Джим, Алтай или Гаврюша, существенного значения не имеет. Ведь самое сложное в профессии кинолога – научить хозяина понимать мотивы и психологию поведения своего питомца. А за собакой дело уже не станет.
– Александр, а у вас есть собака?
– Да, конечно. Ее зовут Жужа, порода американский бульдог.
– Вы с ней много занимались?
– Она знает ровно то, что мне нужно, и ровно настолько, насколько мне нужно. У меня никогда не было стремления сделать из нее суперсобаку и демонстрировать ее навыки тем, кто приглашает меня обучать своих питомцев. Главное, что мне комфортно с Жужей, я спокойно могу ею управлять, и этого вполне достаточно.
– Наверное, это не первая ваша собака?
– В моей семье всегда были собаки, и у меня, как правило, складывались с ними хорошие отношения. Эти животные меня никогда не кусали. Тем не менее, сильного желания становиться кинологом у меня не было. Я поступил на факультет психологии Ленинградского государственного университета и в 1996 году, когда учился на втором курсе, решил попробовать заняться дрессировкой. На тот момент этим успешно занимались мои хорошие приятели, и я к ним присоединился. Мне понравилось. А дальше это из студенческого заработка переросло в профессию. Поначалу меня поддерживали друзья, очень помогала интуиция, и, безусловно, пригодилось образование психолога. Конечно, помимо этого я прочитал достаточно книг, в которых были изложены базовые вещи: как это животное думает, как оно чувствует. В общем, можно сказать, что на первых порах я учил собак, а собаки учили меня.
– А где сегодня можно получить кинологическое образование?
– Кинологов традиционно готовят в пограничных институтах при ФСБ во многих городах России. Есть различные курсы в системе Российской кинологической федерации. При ней существует школа юного хендлера, в которой дети бесплатно изучают основы собаководства. Учебных заведений сейчас довольно много.
– У каждого кинолога своя система обучения или в этой профессии существуют стандарты?
– Систем много, в каждой стране есть свои методы дрессировки. В России, например, до сих пор применяют курс обучения, разработанный в 30-х годах прошлого века, когда каждая собака рассматривалась как потенциальный защитник Родины, а ее хозяин – как солдат. В европейских странах есть много систем игровой дрессировки. Я в своей работе руководствуюсь как российскими стандартами (ОКД – общий курс дрессировки и ЗКС – защитно-караульная служба), так и всемирно известной системой К-9 (комплексная система дрессировки: включает послушание, защиту, охрану, розыск). Но на самом деле для большинства владельцев собак достаточно базового курса обучения. Нужно, чтобы собака четко знала команды «ко мне», «рядом» и «нельзя». И если собака их выполняет и при этом не тянет поводок, не подбирает гадость с земли и не прыгает на людей, то с ней уже комфортно.
– Обязательно ли обращаться к кинологу, чтобы научить собаку этому минимуму?
– Если хозяина все устраивает и он не испытывает дискомфорта, общаясь и гуляя с собакой, то нет острой необходимости идти к специалисту. В то же время надо сказать, что щенок, с которым занимались с раннего возраста, вырастает более сообразительным. Собака изначально может быть средней по интеллекту, но если в раннем возрасте развить в ней смекалку, от нее можно добиться очень многого.
– Сколько нужно занятий, чтобы обучить собаку основным командам?
– Тут правильней говорить не о собаке, а о хозяине. На базовый курс уходит пара месяцев, это порядка 10–15 занятий. За это время я отрабатываю основные навыки у собаки и показываю хозяину, что и как он должен делать, чтобы в дальнейшем обучать ее самостоятельно.
– А с какого возраста нужно начинать обучение собаки?
– Чем раньше, тем лучше. Обычно я начинаю работать со щенком с трех-четырех месяцев. В этом возрасте собака впервые выходит на улицу, что обычно сопряжено со множеством трудностей. Щенок не слышит хозяина, с ним бывает трудно справиться. Лучше эти проблемы решить сразу, сформировав у собаки правильное поведение, потому что сами собой они не исчезнут.
Бывают и исключительные случаи. С одной собакой я начал заниматься в возрасте 12 лет. Этот пес всю жизнь просидел в деревне на цепи, а потом оказался в городе у новых хозяев, и стояла задача научить его выполнять простые команды. Мы проработали с ним пару недель, и надо было видеть, как он старался, несмотря на то, что уже практически ослеп и с трудом слышал.
– Обычно думают, что если собака большая, с ней надо заниматься, а если маленькая – то нет. Так ли это?
– Я уверен, что знать и выполнять основные команды должны все собаки, вне зависимости от размера.
– А много среди ваших «клиентов» маленьких собак – йорков, той-терьеров?
– Примерно половина моих учеников – собаки декоративных пород, в том числе и йорки, и той-терьеры. А самые распространенные сейчас породы у меня в работе – золотистые ретриверы и лабрадоры.
– К вам когда-нибудь обращались с целью натаскать собак, выработать в них агрессивность?
– Здесь давайте уточним: речь идет об обучении охране или выработке агрессивности? Это разные вещи. Я не делаю собак агрессивными, я учу их защищать хозяина. В конце 90-х годов таких клиентов было очень много. Думаю, что это связано в целом с ситуацией в стране – на тот момент люди нуждались в охране. После 2000 года количество занятий на охрану резко снизилось, сейчас я вообще собираюсь убрать этот пункт из списка услуг.
– Можно ли бить собаку в процессе обучения?
– Это очень сложный вопрос. Нельзя однозначно ответить. Если я скажу, что да, можно бить, и даже оговорю, в каких случаях и как сильно, кто-то воспримет это как руководство к действию и почти наверняка поймет меня неправильно. Поэтому я склоняюсь к тому, чтобы на такой вопрос ответить отрицательно. Бить собаку нельзя.
– С чего начинаются занятия с кинологом?
– Я с первых минут общения стараюсь заинтересовать животное – побегать с ним, поиграть, угостить чем-нибудь вкусным. Нужно установить контакт с собакой и понравиться ей. Если это произошло, дальше я могу уже начинать потихоньку пользоваться этой симпатией и заставлять животное делать то, что мне нужно.
– Что помогает кинологу в работе?
– Вкусные кусочки и… ключи, как ни странно. Кусочки нужны для поощрения, а ключи – чтобы показать собаке, что она не права. Этот способ я узнал из замечательной книги Джона Фишера «О чем думают собаки», которую считаю библией кинолога. Он пишет, что если собака плохо себя ведет, можно кинуть в нее ключами или специальным инструментом, который называется «диски Фишера». Это обычное колечко, на которое надеты небольшие жестяные диски диаметром 3–5 сантиметров. При падении они издают характерный неприятный звук. Когда рядом с собакой неожиданно приземляется такой предмет и одновременно раздается приказ «Нельзя!», животное понимает, что такая команда – не просто звук, а предупреждение о том, что сейчас может случиться что-то нехорошее, и лучше быстро прекратить безобразничать. Могу сказать, это действительно работает.
– Что больше определяет характер собаки – порода или воспитание?
– Фундаментальные черты характера обуславливает порода, для этого она и выводилась много лет. К примеру, крайне сложно научить золотистого ретривера серьезно охранять дом или хозяина. В большинстве случаев собаки этой породы добродушные, с мягкой хваткой, очень интеллигентные и аккуратные. Исключения есть всегда, но все-таки от породы зависит очень многое. Воспитание может лишь скорректировать или развить определенные черты характера.
– А можно ли по собаке судить о характере человека, который ее выбрал?
– Я не рискнул бы точно определять людей по их собакам. Люди встречаются разные, но какие-то общие закономерности, на мой взгляд, присутствуют. К примеру, собак-компаньонов, таких, как лабрадоры или золотистые ретриверы, выбирают семейные люди и те, для кого важны спокойствие и общение. Собак охранных пород обычно заводят люди с сильным характером. Но все это довольно умозрительно, потому что может быть ситуация, когда маленькая изящная девушка живет в загородном коттедже и ей просто нужна охрана. Девушка заводит азиатскую овчарку, но судить о характере хозяйки по этой породе было бы ошибочно.
– Сложно ли разобраться в психологии собаки?
– Я бы сказал, что кинологу сложнее разобраться в психологии хозяина, потому что с собакой договориться гораздо проще. Щенок очень гибкое существо, которое может подстроиться под любую систему, и грамотный специалист всегда сможет найти с ним общий язык и научить выполнению определенных команд. Кроме того, собака в большинстве случаев адекватно оценивает себя, свои силы и возможности. В ее мире все проще – не примитивнее, а именно проще: собаки очень логичны и искренни по своей природе. Человек же много чего себе придумывает, и бывает сложно научить хозяина правильно взаимодействовать с собакой только потому, что он привык исходить из каких-то своих установок, которые или ошибочны или просто непонятны питомцу.
– Бывает ли, что вам не удается найти с собакой общий язык?
– Да, конечно. Несмотря на то, что с этими животными я занимаюсь давно, есть какое-то количество собак, которым не нравлюсь я, и таких, которые не нравятся мне. Как-то я приехал к клиенту, у которого был щенок среднеазиатской овчарки шести или семи месяцев. И эта собака на протяжении часа просто пыталась меня сожрать. При этом я понимал, что, в принципе, могу с ней договориться и установить контакт, но на это уйдет очень много времени. То есть месяц или два я буду приезжать только для того, чтобы кормить эту собаку и общаться с ней. Я предпочел отказаться от работы, потому что наверняка найдется кинолог, у которого все получится быстрее и эффективнее.
– Различаются ли способы воспитания и дрессировки разных пород?
– База все-таки одна – это доброта и ласка. Различаются способы ее выражения. Кинологу надо показать собаке, что он открыт, не представляет угрозы и с ним интересно сотрудничать.
– Какие качества характера для кинолога первостепенны?
– Любовь к животным не обсуждается, это фундамент. Кроме того, у кинолога должен быть сильный характер. Среди базовых качеств я бы также отметил настойчивость и даже упрямство. Очень важно обладать логикой, потому что собаки – повторюсь – очень логичные создания. Кинолог должен быть искренен и должен уметь четко выражать свои эмоции.
– А с чем в этой профессии приходится мириться?
– Особенность моей работы – совершенно ненормированный рабочий день. Первый урок может проходить рано утром, а последний – поздно вечером, ведь большинство моих клиентов могут выделить время для занятий только после работы. Я зачастую возвращаюсь домой к полуночи. С таким графиком очень сложно что-либо планировать, и, пожалуй, это самое большое неудобство профессии.
– Много ли в городе кинологических служб подобных вашей?
– Подобной моей – нет. Мое отличие от остальных кинологов в том, что я не занимаюсь только дрессировкой, а стараюсь научить хозяина понимать свою собаку, и делаю это достаточно успешно. Чтобы понять, что именно я имею в виду, можно зайти на мой сайт http://www.dressirovka.spb.ru/ Если же говорить просто о дрессировке собак – да, предложений по таким услугам на рынке много.– дайте собаке самой «выяснять отношения»: неправильными действиями вы можете спровоцировать конфликт;
– старайтесь не кричать, этим можно вызвать агрессию;
– не лезьте на рожон: если вы знаете, что ваш пес не дружит с соседским, не заходите вместе в лифт, не подходите близко на прогулке;
– если все же пришлось разнимать собак, следует рассчитать силы. Лучше оттаскивать своего питомца, а не чужого, потому что можно пострадать самому;
– направляйте энергию вашего пса в мирное русло – утренняя прогулка должна длиться как минимум 45 минут. В это время и вам самому стоит проявлять активность – пусть у собаки будет образец для подражания.
Собаки легче усваивают жесты и интонацию, чем слова. Поэтому команды лучше подавать одновременно с соответствующим движением. Команду «Фу» – с угрозой в голосе и очень серьезно, «Ко мне» – радостно, и при этом отходя назад. Прежде чем сказать «Дай лапу», сами протяните руку, а перед тем, как скомандовать «Сидеть», поднимите кисть руки над головой собаки. Помните: наградой для питомца может быть не только еда, но и ваша похвала. Поворот головы – один из основных «сигналов примирения», который каждая собака использует много раз в день (смотреть прямо считается вызовом). Если вы хотите защититься от агрессивного пса, отвернитесь от него. Часто собаки используют зевок и короткое облизывание – это выражение страха, попытка «успокоить» причину волнения. Если ваш пес тревожится из-за чего-то, можно несколько раз показательно для него зевнуть, и он вас поймет.Некоторые сигналы могут быть продублированы. Например, заигрывание: иногда это призыв к игре, но во многих случаях, когда собаки пригибаются к земле и замирают, это не приглашение поиграть, а «умиротворяющий» сигнал.
Собаки часто пытаются разделить тесно сидящих или близко стоящих людей: им кажется, что люди злятся. Ваш пес таким образом пытается спасти вам жизнь. Так и вы можете пройти между животными, которые проявляют агрессию друг к другу, – это «разрядит» обстановку.
Не поверите! Очень часто бывает, что у домашних собак нестабильна психика, и в основном из-за того, что в семье нет определенной иерархии, отсутствует «вожак». Самые спокойные и счастливые, оказывается, собаки бездомных людей. Нищий человек и его питомец целый день ищут еду. Подкрепившись, больше внимания уделяют друг другу. Потом лидер – человек – находит безопасное место для сна. Сравните эту ситуацию с той, что возникает в стае волков: ищут добычу, поохотившись – делятся, потом играют, а утомившись, вместе отдыхают. Живут по ясным неизменным принципам. Будьте понятными. Когда речь идет об исправлении дурного характера собаки, то на самом деле исправиться прежде нужно хозяину. Ваш питомец должен хорошо понимать, что вы от него хотите, а потому следует проявлять уверенность и давать четкие команды. Только спокойствие. Хозяева собак часто жалуются, что их питомцы боятся грома, машин или других вещей, забывая, что животное реагирует на сложившуюся ситуацию. Если хозяин суетится и утешает собаку, он тем самым еще больше усугубляет боязливую реакцию животного. Лучшее, что может сделать хозяин, – остаться спокойным. Тогда и собака не будет волноваться, почуяв крепкую позицию лидера.Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.