Музей Рафаэля Ларко

Древняя доколумбова культура Перу как уникальный исторический заповедник привлекает огромное число туристов со всего мира, стремящихся облететь на самолете загадочные линии плато Наска, осмотреть величественные памятники Куско и полюбоваться главной археологической жемчужиной континента – затерянным городом инков Мачу-Пикчу.

Автор: Максим Томилин

Для того чтобы проникнуться духом древних обитателей Перу и ознакомиться с их традициями, необходимо обязательно посетить замечательные музеи Лимы. Рассказать вкратце об их громадных и интересных экспозициях невозможно, но впечатлениями об одном из музеев, носящем имя Рафаэля Ларко-Эрреры, хочется поделиться.
Керамика культуры мочика
Эта частная коллекция, содержащая около 45 тысяч экспонатов и представляющая крупнейшее собрание искусства доколумбовой эпохи, размещается в особняке вице-короля Перу XVIII столетия, на месте постройки пирамиды VII столетия. Особняк окружен живописным цветущим садом, украшенным древними каменными изваяниями, напоминающими каменных баб в нашей стране.


История основания музея относится к 1925 году, когда Рафаэль Ларко Эррера приобрел коллекцию ваз и других археологических экспонатов у Альфредо Ойле, своего шурина. Коллекция состояла приблизительно из 600 керамических предметов. Она пробудила интерес к коллекционированию археологических артефактов у его сына, Ларко Ойле, и отец сделал его куратором собрания. Основатель первого музея в Лиме Виктор Ларко Эррера, дядя Ларко Ойле, часто консультировал племянника относительно коллекции и убеждал его создать новый музей в Лиме, чтобы сохранить те бесценные археологические реликвии, которые извлекались землекопами и «серыми» археологами. Ларко Ойле принял решение основать «живой» памятник в честь своего отца, которым он восхищался за патриотизм и любовь к Перу. Он расширил коллекцию отца за счет приобретения двух крупных коллекций и нескольких небольших собраний. 28 июля 1926 года, в день независимости Перу, музей открыл свои двери для посетителей.

Богатейшая экспозиция музея дает полное впечатление о четырехтысячелетней истории Перу вплоть до Колумба, экспонируя образцы культур и цивилизаций моче (Moche), наска (Nazca),чиму (Chimu) и империи инков. Музей Рафаэля Ларко Эрреры славится самой большой коллекцией древней керамики с изображениями людей, животных и магических ритуалов, найденной на территории Перу. Здесь представлены древние мумии, серебряные и золотые украшения. Одним из главных экспонатов музея являются золотые нагрудные доспехи предводителя чиму, показанного в погребальном наряде. Раньше в музее Ларко, как и в других музеях Лимы, было много золотых предметов. Однако проведенный спектральный анализ показал, что некоторые из них были изготовлены из бронзы, искусно покрытой золотом. Теперь в экспозиции представлены только подлинные экспонаты из золота.


Только подлинные экспонаты из золота

У древних племен кечуа и их предшественников в Андах была своеобразная система письменности (кипу), представляющая собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти альпаки и ламы либо из хлопка. Кипу могли иметь до 2000 свисающих нитей. Образцы, представленные в музее, использовались для передачи сообщений посыльными «часки» по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни в качестве календаря, топографической системы и для фиксации налогов и законов. О религиозных традициях племен дают представление экспонируемые обрядовые маски, фигуры идолов и ритуальные сцены жертвоприношений. Старинные гобелены заставляют любоваться не только изяществом рисунка, но и свежестью красок. Общее восхищение вызывает керамика культуры мочика, достигшая поразительных высот и удивительного реализма в своих сосудах и статуэтках. При их росписи древние мастера использовали более 10 натуральных красителей. Возраст этих находок ученые относят к началу нашей эры.


Работа древнего ювелира

На территории древнего Перу всегда была проблема обеспечения питьевой водой. И когда древние провожали своих близких в последний путь, они снабжали их сосудами с водой. В музее можно увидеть макет раскопанного захоронения, где среди останков усопшего находятся керамические сосуды. Эти сакральные сосуды отличались большим совершенством, чем повседневные.

Сосуд-мадонна 

Возможно, коллекция древней керамики и не вызывала бы у многих такого интереса, если бы не два ее зала. В них всегда толпится много народа, и это вполне объяснимо, ведь здесь выставлена не имеющая аналогов в мире эротическая керамика, своего рода «керамическая энциклопедия секса». Здесь изображены полный жизни мертвец и его горячий поцелуй – тема широко распространенная в Перу, отражающая мистическую связь живых с далекими предками. В большом количестве представлены сцены соития, скотоложства, сосуды в форме фаллоса и вагины, сделанные с несомненным чувством юмора, и сцены любви под одеялом. Тема плодородия и триумфа жизни завершается фигурами спаривающихся животных. Особой теплотой отличаются сосуды с изображением мадонн и сцен материнства. В Лиме до сих пор можно купить копии этих древних кувшинов в виде фаллоса или украшенных эротическими сценами. Коллекция музея Ларко – не единственное эротическое собрание в Лиме. В меньшем объеме эта тема представлена в Музее золота и Национальном музее археологии. В 1966 году Ларко Ойле опубликовал книгу «Эротическая керамика обитателей Анд». Ставшая бестселлером, она была мгновенно распродана. А музей Ларко продолжает жить и учить посетителей радостям жизни.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ