Недавно моя подруга сказала, что не против завести детей или взять на усыновление. Вроде ничего необычного, если не знать, что эта подруга в прошлом одна из самых радикальных «чайлдфри», которых я знала. Настолько, что даже я с ней спорила, убеждая, что в будущем она изменит свое мнение и аргументировала это любимым мамо-бабушкиным доводом «Это ты сейчас так говоришь, вырастешь — поймешь». То есть, люди все-таки меняются. А что об этом думает наука?
Замечали ли вы за собой, что в данный момент придерживаетесь мнения, привычек или образа жизни, которые еще пять лет назад никогда бы не ассоциировали с собой? Я — постоянно. Четко помню, как лет восемь назад убеждала знакомого вегетарианца, что в поедании животных нет ничего ужасного, а сама я «никогда не смогу жить без курицы». Сейчас я уже три года как веганка. Помню, как ненавидела спорт и выдумывала причины, чтобы не идти на физкультуру. Сейчас у меня абонемент в фитнес-центр. Вспоминаю, как была твердо убеждена, что рэп слушают только глупые, а сейчас в моем плейлисте попадаются и Хаски, и ЛСП, и Loqiemean. И таких примеров могу привести множество, но основная мысль должна уже быть понятна — во мне многое изменилось, поменялись привычки и взгляды на многие вещи, я стала более открытой и менее категоричной.
Самое масштабное исследование изменений личностей людей длилось 63 года. Британское психологическое общество взяло «под контроль» 1208 четырнадцатилетних ребятишек в Шотландии в 1950 году. У них изучили шесть поведенческих черт: самоуверенность, стабильность настроения, желание учиться, упертость, оригинальность, добросовестность. Спустя 60 лет ученые смогли связаться с 635 участниками исследования, 174 из которых согласились снова пройти тест. Выяснилось, что черты характера одних и тех же людей в 14 лет и в 77 не имеют почти ничего общего друг с другом.
Есть и кое-что постоянное в нашей жизни. Ученые Нэйтан Хьюдсон из Мичиганского Университета и Крис Фрэлей из Университета Иллинойса считают, что мы все стремимся измениться к лучшему на протяжении всей жизни. Их исследование от 2016 года, проведенное на 6800 людях в возрасте от 18 до 70 лет, показало, что меняться хотят все (78 %). Это желание становится чуть меньше ближе к пожилому возрасту, но все же остается.
Психология выделяет несколько внешних факторов, которые оказывают влияние на нас и заставляют меняться: финансовое положение (если доход становится выше, мы становимся увереннее или можем легче нарушать социальные нормы), место жительства (переезд заставляет человека приспосабливаться к региональным особенностям черт характера людей и становиться таким же), язык (исследования показывают, что один человек может переключаться между «лингвистическими личностями» в зависимости от восприятия им особенностей конкретного языка), романтические отношения и брак (мы становимся сознательнее). Конечно, эту область предстоит еще изучать и изучать, но пока данные такие.
Касаемо сознательности — согласно исследованию 2008 года, сознательность увеличивается до 30-40 лет, а пика достигает в период между 20 и 30 годами. Считается, что в этом возрасте мы становимся самостоятельными, формируем свою точку зрения и взгляды. На мне это подтверждается — самые фундаментальные изменения во мне начались, когда я поступила в университет, продолжились после окончания и, как мне кажется, достигли пика сейчас. Но я не могу быть уверена, что будет дальше. Вряд ли, я останусь такой, как сейчас, навсегда — скорее всего, во мне что-то снова поменяется. А если человек уверен, что он останется таким до конца жизни, он попал в «иллюзию конца истории» — так социальные психологи Джорди Куойдбах, Дэниэл Гилберт и Тимоти Уилсон называют убеждение людей, что все изменения позади, и сейчас они полны мудрости и опыта.
У меня банальный взгляд на это — я думаю, что изменения это хорошо. А как изменились вы и есть ли вещи, которые 5-10 лет назад вы ни за что бы не приписали себе?
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.