Он часто подписывался как Leonardo Vinci discepolo dell'esperienza, что значит «Леонардо Винчи, ученик опыта». И это правда: не имея образования, ученый всего достиг благодаря своим умениям, таланту и усердию. А мы спустя половину тысячелетия пытаемся понять, в чем же его феномен.
tendencee.com.br
Большая часть того, что мы знаем об ученом, известна из книги Джорджо Вазари «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора». В основном он этим и знаменит – своими картинами, которых на самом деле не так уж много, и фресками. Хотя умельцем был во многом – начиная от музыки и философии, заканчивая анатомией и изучением физических процессов и природных явлений. Такую многогранность отмечает и Вазари, описывая характер да Винчи: «Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сера Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным».
Но нельзя сказать, что да Винчи не добился великих преимуществ. Если бы это было так, его имя не знали бы все, а «Мону Лизу» не прятали бы за пуленепробиваемым стеклом в Лувре. Чтобы разобраться, в чем гениальность этого ученого (или изобретателя? или художника?), нужно отправиться в прошлое и проследить, как мальчик из городка Винчи стал знаменитым на весь мир. Да, фамилия Леонардо расшифровывается очень просто – «родом из города Винчи». Зачастую его еще называли Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Мальчик был незаконнорожденный. Отец – 25-летний нотариус Пьеро, мать – его подруга, крестьянка Катерина. В дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи, записано: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля 1452 года родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». И хотя первое время Леонардо жил с матерью, вскоре отец забрал его, когда женился на богатой девушке из «правильной» семьи. Исследователи творчества да Винчи считают, что разрыв с матерью оказался для мальчика болезненным, и он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих работах.
В 10 лет Леонардо пошел в начальную школу, где изучал письмо, арифметику и чтение. На этом его образование в стенах учреждений закончилось – в университеты незаконнорожденных не брали. Отчасти поэтому да Винчи всю жизнь называл себя omo sanza lettere, то есть «неграмотным». После школы Леонардо немного проработал в нотариальной конторе отца, но интереса к этой профессии так и не приобрел. Отец хотел, чтобы сын тоже стал нотариусом, продолжил династию, но Леонардо интересовали живопись и науки. Пьеро, будучи внимательным и добрым родителем, заметил талант сына к рисованию и лепке и отнес несколько его работ известному художнику Андреа Верроккьо в 1466 году. Главный отцовский вопрос был: «Достигнет ли сын успехов, занявшись рисунками?» По словам биографа Вазари, Верроккьо так впечатлился работами четырнадцатилетнего подростка, что пригласил его в свою мастерскую как ученика и подмастерье. В будущем это решение сыграет с ним злую шутку, но об этом позже.Под патронажем Верроккьо Леонардо начал рисовать – не только портреты или сюжеты, а все: чертежи мельниц, сукновальных станков, разных приспособлений, механизмы соединения рек и каналов, эскизы колоколов для храмов. «И этот гений был от Бога преисполнен такой благодати и такой потрясающей силы ее проявления, в согласии с разумом и послушной ему памятью, и он своими рисующими руками так прекрасно умел выражать свои замыслы, что рассуждения его побеждали, а доводы ставили в тупик любого упрямца», – пишет о нем Вазари. Помимо развития навыка рисования и черчения да Винчи изучал химию, работу с металлом, гипсом и кожей.
В вольное плавание да Винчи отправился в 1473 году, когда, будучи двадцатилетним художником, получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. Но перед этим случилось другое событие, заставившее Леонардо поверить в себя. Когда его учитель Верроккьо работал над картиной «Крещение Христа», то поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Дело было обычное для подобных мастерских – ученики всегда выполняли мелкую работу. Как гласит популярная версия, опубликованная Вазари, да Винчи так гениально и красиво изобразил ангела, что «Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении».
Получив квалификацию, да Винчи продолжил рисовать. Особенно ему нравилось изображать людей: «Он испытывал такое удовольствие, когда видел в натуре людей со странными лицами, бородатыми или волосатыми, что готов был целыми днями ходить по пятам такого понравившегося ему человека и запоминал его настолько, что потом, вернувшись домой, зарисовывал его так, словно имел его перед глазами», – отмечает Вазари. Только в 1481 году да Винчи получил первый большой заказ – алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо неподалеку от Флоренции. Работа так и не была закончена по неведомым причинам.
Наверное, самый главный этап в жизни итальянского художника начался в 1482 году, когда герцог миланский Лодовико Моро пригласил его служить кем-то вроде придворного художника и музыканта. Да Винчи очень хорошо играл на лире. Во дворец к Моро он взял с собой инструмент, который сам же изготовил, – серебряную лиру в форме лошадиного черепа. В свой «миланско-лодовикский» период да Винчи создал одни из самых известных своих картин: «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек». Тогда же появилось множество разных записей в его дневниках, чертежи летательных аппаратов и парашютов.
На службе у герцога он оставался до 1499 года, пока Милан не захватили французские войска Людовика XII. В 1502-м вернулся во Флоренцию и поступил на службу уже к другому захватчику – Чезаре Борджиа. У него он работал архитектором и инженером – чертил карты города Имолы и механизмы соединения рек и каналов. Спустя год «в свободное от работы время» он создал свою главную картину – «Мону Лизу», которую в те времена оценили не так высоко, как сейчас.
Последние годы своей жизни да Винчи провел во Франции, в замке Кло-Люсе (Клу), куда переехал по приглашению короля Франциска I. Его приняли на должность первого королевского художника, инженера и архитектора и выписали годовой оклад в тысячу экю (золотые и серебряные монеты). Во Франции Леонардо почти не рисовал, но зато организовывал придворные празднества, проектировал дворец в Роморантане, соединение канала между Луарой и Соной, главную спиральную лестницу в замке Шамбор и другие архитектурные чудеса. Также в этот период, за несколько лет до смерти, он нарисовал единственный автопортрет, в котором многие сейчас сомневаются. Нет никаких доказательств, что художник изобразил себя, – есть версии, что это просто ранний набросок головы апостола из «Тайной вечери». Поэтому мы все еще не знаем абсолютно точно, как выглядел Леонардо да Винчи.
Художник умер в 1512 году в возрасте 68 лет. За два года до смерти у него отказала правая рука, он не мог передвигаться без помощи и вскоре слег. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, ставшего ему близким другом. Эта легенда, опять же ничем не подтвержденная, нашла отражение в картинах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи похоронили в замке Амбуаз в сердце Франции, а на его могильной плите высекли надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
В чем же феномен да Винчи? Почему его личность вызывает у всех такой интерес? Самый очевидный ответ – Леонардо да Винчи действительно был талантлив. Он усердно учился всю жизнь, развивал не один навык, а множество, интересовался чужими научными открытиями и всегда был к себе строг. Немаловажную роль сыграло то, что да Винчи повезло родиться в нужное время и в нужном месте. Флоренция эпохи Возрождения пестрила изобретателями и художниками. В это время творили (многие в той же Флоренции) Боттичелли, Босх и Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и многие другие знаменитые мастера. Все эти факторы сыграли решающую роль в том, что да Винчи стал самим собой.
Некоторые видят ключ к гениальности да Винчи в его заболевании. В 2018 году британский офтальмолог Кристофер Тайлер, проанализировав шесть картин да Винчи, пришел к выводу, что у художника было расходящееся косоглазие, которое помогало ему в работе. Ученый считает, что именно благодаря этому недугу да Винчи мог изящнее и точнее передавать окружающий мир: при расходящемся косоглазии люди сильнее чувствуют разницу между плоским и объемным изображением. Но согласитесь, что миру не так уж и важно, что конкретно сделало Леонардо да Винчи именно Леонардо да Винчи: удача, болезнь или талант. Важно, что мы можем изучать его работы и рукописи и готовы часами стоять в очереди, чтобы хоть глазком увидеть Джоконду.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.