я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Художник из городка Винчи

Он часто подписывался как Leonardo Vinci discepolo dell'esperienza, что значит «Леонардо Винчи, ученик опыта». И это правда: не имея образования, ученый всего достиг благодаря своим умениям, таланту и усердию. А мы спустя половину тысячелетия пытаемся понять, в чем же его феномен.
Художник из городка Винчи

tendencee.com.br

Большая часть того, что мы знаем об ученом, известна из книги Джорджо Вазари «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора». В основном он этим и знаменит – своими картинами, которых на самом деле не так уж много, и фресками. Хотя умельцем был во многом – начиная от музыки и философии, заканчивая анатомией и изучением физических процессов и природных явлений. Такую многогранность отмечает и Вазари, описывая характер да Винчи: «Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сера Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным».

Но нельзя сказать, что да Винчи не добился великих преимуществ. Если бы это было так, его имя не знали бы все, а «Мону Лизу» не прятали бы за пуленепробиваемым стеклом в Лувре. Чтобы разобраться, в чем гениальность этого ученого (или изобретателя? или художника?), нужно отправиться в прошлое и проследить, как мальчик из городка Винчи стал знаменитым на весь мир. Да, фамилия Леонардо расшифровывается очень просто – «родом из города Винчи». Зачастую его еще называли Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Итальянский город Винчи расположен в окрестностях Флоренции. Его население – 14,7 тыс. жителей (по данным на 2019 год). Дом, где родился Леонардо, находится даже не в городе, а в пригороде – примерно в 3 км от Винчи. По традициям того времени внебрачные дети почтенных людей должны были рождаться в загородных имениях. В доме, где Леонардо жил в детстве, сейчас основан музей.

Дом, где Леонардо провел детство. Винчи, Италия. Фото: Roland Arhelger, commons.wikimedia.org 

Мальчик был незаконнорожденный. Отец – 25-летний нотариус Пьеро, мать – его подруга, крестьянка Катерина. В дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи, записано: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля 1452 года родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». И хотя первое время Леонардо жил с матерью, вскоре отец забрал его, когда женился на богатой девушке из «правильной» семьи. Исследователи творчества да Винчи считают, что разрыв с матерью оказался для мальчика болезненным, и он всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих работах.

В 10 лет Леонардо пошел в начальную школу, где изучал письмо, арифметику и чтение. На этом его образование в стенах учреждений закончилось – в университеты незаконнорожденных не брали. Отчасти поэтому да Винчи всю жизнь называл себя omo sanza lettere, то есть «неграмотным». После школы Леонардо немного проработал в нотариальной конторе отца, но интереса к этой профессии так и не приобрел. Отец хотел, чтобы сын тоже стал нотариусом, продолжил династию, но Леонардо интересовали живопись и науки. Пьеро, будучи внимательным и добрым родителем, заметил талант сына к рисованию и лепке и отнес несколько его работ известному художнику Андреа Верроккьо в 1466 году. Главный отцовский вопрос был: «Достигнет ли сын успехов, занявшись рисунками?» По словам биографа Вазари, Верроккьо так впечатлился работами четырнадцатилетнего подростка, что пригласил его в свою мастерскую как ученика и подмастерье. В будущем это решение сыграет с ним злую шутку, но об этом позже.
У Леонардо было 12 братьев и сестер – его отец прожил 77 лет и четыре раза был женат.

Под патронажем Верроккьо Леонардо начал рисовать – не только портреты или сюжеты, а все: чертежи мельниц, сукновальных станков, разных приспособлений, механизмы соединения рек и каналов, эскизы колоколов для храмов. «И этот гений был от Бога преисполнен такой благодати и такой потрясающей силы ее проявления, в согласии с разумом и послушной ему памятью, и он своими рисующими руками так прекрасно умел выражать свои замыслы, что рассуждения его побеждали, а доводы ставили в тупик любого упрямца», – пишет о нем Вазари. Помимо развития навыка рисования и черчения да Винчи изучал химию, работу с металлом, гипсом и кожей.

В вольное плавание да Винчи отправился в 1473 году, когда, будучи двадцатилетним художником, получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки. Но перед этим случилось другое событие, заставившее Леонардо поверить в себя. Когда его учитель Верроккьо работал над картиной «Крещение Христа», то поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Дело было обычное для подобных мастерских – ученики всегда выполняли мелкую работу. Как гласит популярная версия, опубликованная Вазари, да Винчи так гениально и красиво изобразил ангела, что «Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении».

Гильдия Святого Луки – объединения художников, скульпторов и печатников, популярные в XV веке в некоторых странах Европы. Название отсылает к апостолу Луке, покровителю художников, который первым изобразил Деву Марию.

Фрагмент работы Вероккьо «Крещение Христа», на которой да Винчи нарисовал ангела слева. commons.wikimedia.org 

Получив квалификацию, да Винчи продолжил рисовать. Особенно ему нравилось изображать людей: «Он испытывал такое удовольствие, когда видел в натуре людей со странными лицами, бородатыми или волосатыми, что готов был целыми днями ходить по пятам такого понравившегося ему человека и запоминал его настолько, что потом, вернувшись домой, зарисовывал его так, словно имел его перед глазами», – отмечает Вазари. Только в 1481 году да Винчи получил первый большой заказ – алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо неподалеку от Флоренции. Работа так и не была закончена по неведомым причинам.

Наверное, самый главный этап в жизни итальянского художника начался в 1482 году, когда герцог миланский Лодовико Моро пригласил его служить кем-то вроде придворного художника и музыканта. Да Винчи очень хорошо играл на лире. Во дворец к Моро он взял с собой инструмент, который сам же изготовил, – серебряную лиру в форме лошадиного черепа. В свой «миланско-лодовикский» период да Винчи создал одни из самых известных своих картин: «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек». Тогда же появилось множество разных записей в его дневниках, чертежи летательных аппаратов и парашютов.

На службе у герцога он оставался до 1499 года, пока Милан не захватили французские войска Людовика XII. В 1502-м вернулся во Флоренцию и поступил на службу уже к другому захватчику – Чезаре Борджиа. У него он работал архитектором и инженером – чертил карты города Имолы и механизмы соединения рек и каналов. Спустя год «в свободное от работы время» он создал свою главную картину – «Мону Лизу», которую в те времена оценили не так высоко, как сейчас.

Последние годы своей жизни да Винчи провел во Франции, в замке Кло-Люсе (Клу), куда переехал по приглашению короля Франциска I. Его приняли на должность первого королевского художника, инженера и архитектора и выписали годовой оклад в тысячу экю (золотые и серебряные монеты). Во Франции Леонардо почти не рисовал, но зато организовывал придворные празднества, проектировал дворец в Роморантане, соединение канала между Луарой и Соной, главную спиральную лестницу в замке Шамбор и другие архитектурные чудеса. Также в этот период, за несколько лет до смерти, он нарисовал единственный автопортрет, в котором многие сейчас сомневаются. Нет никаких доказательств, что художник изобразил себя, – есть версии, что это просто ранний набросок головы апостола из «Тайной вечери». Поэтому мы все еще не знаем абсолютно точно, как выглядел Леонардо да Винчи.

Мастерская Леонардо в замке Кло-Люсе. Фото: L. de Serres, ot-saumur.fr 

Художник умер в 1512 году в возрасте 68 лет. За два года до смерти у него отказала правая рука, он не мог передвигаться без помощи и вскоре слег. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, ставшего ему близким другом. Эта легенда, опять же ничем не подтвержденная, нашла отражение в картинах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи похоронили в замке Амбуаз в сердце Франции, а на его могильной плите высекли надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

В чем же феномен да Винчи? Почему его личность вызывает у всех такой интерес? Самый очевидный ответ – Леонардо да Винчи действительно был талантлив. Он усердно учился всю жизнь, развивал не один навык, а множество, интересовался чужими научными открытиями и всегда был к себе строг. Немаловажную роль сыграло то, что да Винчи повезло родиться в нужное время и в нужном месте. Флоренция эпохи Возрождения пестрила изобретателями и художниками. В это время творили (многие в той же Флоренции) Боттичелли, Босх и Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и многие другие знаменитые мастера. Все эти факторы сыграли решающую роль в том, что да Винчи стал самим собой.

Некоторые видят ключ к гениальности да Винчи в его заболевании. В 2018 году британский офтальмолог Кристофер Тайлер, проанализировав шесть картин да Винчи, пришел к выводу, что у художника было расходящееся косоглазие, которое помогало ему в работе. Ученый считает, что именно благодаря этому недугу да Винчи мог изящнее и точнее передавать окружающий мир: при расходящемся косоглазии люди сильнее чувствуют разницу между плоским и объемным изображением. Но согласитесь, что миру не так уж и важно, что конкретно сделало Леонардо да Винчи именно Леонардо да Винчи: удача, болезнь или талант. Важно, что мы можем изучать его работы и рукописи и готовы часами стоять в очереди, чтобы хоть глазком увидеть Джоконду.



Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK