Еще по одной: гипотеза о половине промилле

Почти неделю думала о чем написать. Никакая моя тема не затмит аквадискотеку и склад грязи... Но придется выкручиваться!

Речь пойдет об алкоголе и его влиянии на нашу жизнь. Я тут на новогодних каникулах посмотрела фильм «Еще по одной» Томаса Винтерберга (это он с Триером придумал их знаменитую «Догму-95», хотя этот фильм вообще не снят по догма-канонам). Осторожно, в тексте спойлеры, но без них к главной теме моего поста не подобраться.

По сюжету четверо мужчин (все — школьные учителя: историк, преподаватель музыки, физрук, психолог), закадычные друзья и коллеги. Они собираются вместе, чтобы отметить день рождения одного из них. У всех всё не сладко в жизни — кто-то переживает кризис в браке, кто-то не уверен в себе, у кого-то манипулятивная жена и так далее. Один из них (психолог, естественно) рассказывает им о гипотезе Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле. Гипотеза совершенно реальная, как и сам Скэрдеруд. Его работы и книги можно найти в Интернете. Кратко суть гипотезы сводится к тому, что человек, в крови которого постоянно содержится некоторое количества алкоголя, более раскрепощен, счастлив, успешен на работе и в личной жизни. Четверо мужчин решают провести эксперимент на себе (прямо как ученые из нашей статьи в февральском номере) и начинают понемногу выпивать каждый день.

Сначала все действительно улучшается: историк снова становится любимым учителем старшеклассников, на уроке физкультуры самый стеснительный второклашка забивает гол благодаря поддержке физрука, музыкант больше не боится звать женщин на свидания. Ожидаемо, что герои решают увеличить дозу и начинают выпивать больше — все происходящее они строго и тщательно документируют в научной работе.

В какой-то момент границы размываются, и жизнь героев идет наперекосяк: от историка уходит жена, учителя в школе замечают, что кто-то из преподавательского состава пьет на работе, и апогеем краха гипотезы становится то, что один из героев умирает. В фильме это не показывают — он подвыпивший уходит в открытое море, а следующим кадром мы видим его похороны.

Фильм, как может показаться, совсем не о вреде алкоголя. В некоторых местах он даже воспевает всю барную и алкогольную культуру, а в финальной сцене герои счастливые танцуют на берегу реки. Даже я, человек, крайне не любящий выпивох, не увидела в фильме посыла: не пейте, если не хотите себе испортить жизнь. Мне показалось, что фильм о попытке убежать от суровой реальности, от потери себя, от нереализованности желаний, от несбывшихся мечт и от провального и неудачного брака. Почти все люди, которых я знаю лично и которые часто выпивают, делают это именно чтобы убежать от тоскливой реальности.

Пост обычно предполагает какое-то развитие дискуссии, а я тут из себя Антона Долина возомнила. Предлагаю обсудить место алкоголя в культуре — почему он стал такой большой частью нашей жизни? Станет ли жизнь хуже, если все люди перестанут выпивать? Почему для многих веселье неразрывно связано с алкоголем? Как от этого избавиться? А еще, когда я посмотрела фильм, я подумала: а как бы развернулся сюжет, если бы главные герои были русскими и все происходящее происходило в России?

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ