я могу слышать и слушать
задавать вопросы и сомневаться
Кристина Куплинова
Все записи
текст

Пара вопросов

"ММ" №9/132 2016, с. 26
Пара вопросов

Когда доверяешь человеку управление чем угодно, хочется примерно представлять себе ход его мыслей. На будущих депутатов Госдумы мы еще поглядим, а пока совместно с Северо-Западным институтом управления попытались выяснить, что думают настоящие и будущие государственные управленцы по двум животрепещущим темам. Ваши ответы на два наивных вопроса тоже ждем – на сайте 21mm.ru!

 

 

Как победить бюрократию?

Бюрократия как технология необходима, это работа в системе. Другое дело – бюрократия как явление, где процветают непрофессионализм и страх ответственности. Когда ты видишь, что коллег привлекают к ответственности, несознательно начинаешь бояться, затягивать принятие решений, пускать их по большому кругу.

Как-то я просрочил ответ депутату, ходил потом к прокурору, объяснялся. В общем, после этого понимаешь: если ты проволынишь – тебя пригласят. И тут можно либо делать качественно и в срок, либо всячески продлевать решение вопроса, перекладывать ответственность. Последним как раз и болеет наша бюрократическая система. Поэтому один из секретов эффективного управления – сочетание моральности, духовности и профессионализма.

 

Можно ли считать религию бизнес-проектом?

У каждого проекта есть пять составляющих: объем работы, сроки, стоимость, качество выполнения и риски. Индикатор проекта – определенный результат, продукт. Религию же невозможно спланировать, невозможно подсчитать объем задач.

Наверное, бизнес-проект – это слишком грубо. Думаю, что человек, имеющий одинаковый опыт работы в бизнесе и религиозной организации, никогда бы не поставил знак равенства между ними. Да, религия использует технологию создания бизнес-проектов, но это все-таки разные вещи.

 

 

Как победить бюрократию?

Бюрократию не обязательно побеждать: если она работает в соответствии с законами общества и принципами морали, то может приносить значительную пользу бизнесу, науке, технологиям, социальной справедливости, поскольку использует функции и ресурсы государства. Такая бюрократия должна организовывать разработку стратегий и способствовать их реализации. Если же бюрократия аморальна и коррумпирована, а у общества нет возможности ее дисциплинировать – тогда больна не только бюрократия, но и общество.

Победить коррумпированную бюрократию можно неукоснительным соблюдением законов. Остальные методы не конституционны.

 

Можно ли считать религию бизнес-проектом?

Религия – фактор риска инвестиционной деятельности, который нужно изучать, оценивать и учитывать. Независимо от того, отделена религия от государства или нет, она должна оцениваться как риск-фактор.

Любая деятельность нуждается в стратегиях и стратегическом проектировании, эти же методы государство может использовать относительно религии. С другой стороны, институты религии также нуждаются в стратегировании своей деятельности для более эффективной реализации их миссии, приоритетов и функций.

 

 

Как победить бюрократию?

Побеждать бюрократию не нужно и даже вредно, поскольку это слой профессиональных управленцев в различных сферах жизни общества. Так, при Петре I это был передовой социальный слой, благодаря которому крепостническая Россия приблизилась в своем развитии к ведущим странам Европы.

В обществе необходимо создать условия, при которых представители бюрократии, особенно на государственном уровне, смогли бы работать эффективно, не имея соблазнов воспользоваться своим служебным положением. К примеру, за результативную работу управленец должен получать крупное материальное вознаграждение, которого не хотелось бы лишаться, а проштрафившегося бюрократа в будущем и на пушечный выстрел нельзя подпускать к управленческой деятельности. Например, нельзя переводить его на другую работу, связанную с управлением, как было в Советском Союзе: не справился с руководством промышленным предприятием – направили руководить культурой.

Управленец должен иметь право на инициативу, но в то же время за последствия своих действий ему нужно нести персональную ответственность, без возможности раствориться за множеством согласований. Кроме того, в обществе должна быть создана специальная атмосфера: пусть бюрократ не чувствует себя незаменимым и понимает неизбежность грядущей ротации. В свое время Николай I после просмотра пьесы «Ревизор» сказал Гоголю: «Ты открыл мне глаза – не я, а столоначальники правят Россией».

 

Можно ли считать религию бизнес-проектом?

Религия всегда была своеобразным бизнес-проектом. Еще в Древнем Вавилоне в храмах богини плодородия Иштар и в Древней Индии в храмах бога любви Камы процветала храмовая проституция: жрицы за деньги позволяли мужчинам реализовывать свою плодородную силу. В средневековой Европе католическая церковь стала самым крупным и наиболее богатым феодалом, поскольку многие землевладельцы именно церкви завещали свои земли и богатства, рассчитывая на посмертные молитвы за упокой души. Кроме того, католическая церковь оказывала решающее влияние на все политические процессы, происходившие в подконтрольных ей странах, что также приносило ей немалые выгоды: от приобретения новых земель до расширения сфер своего влияния (вспомним первые шесть крестовых походов).

В современной России (кстати, как и в СССР) РПЦ не платит налоги, хотя активно занимается предпринимательской и торговой деятельностью (никого не смущает, что Иисус в начале Страстной седмицы изгнал из Иерусалимского храма торговцев и менял). В церкви вам никогда не выдадут чек за покупку или оплату какой-либо требы по безбожной цене, потому что вы на самом деле ничего не покупали – вы осуществляли пожертвование. Правда, если вы пожертвовали меньше, чем обозначено на ценнике, то ничего и не получите взамен, или получите, но «усеченный» вариант услуги.

Богословие в современной России стало одной из специальностей, утвержденных ВАК, и вскоре мы сможем увидеть, как процесс подготовки кандидатов и докторов богословия на условиях хозрасчета станет еще одним видом прибыльной деятельности РПЦ.

 

 

Как победить бюрократию?

Негативный оттенок термина «бюрократия» – явный предрассудок, потому что именно она позволяет структурировать и рутинизировать государственные процессы, что крайне важно для успешного функционирования государственной системы. Другое дело, когда государственная машина работает не так эффективно, как хотелось бы, в связи с чем и создаются подобные терминологические стереотипы. Поэтому лично мне более актуальной представляется рациональность бюрократии.

По-моему, побороть неэффективную бюрократию можно при соблюдении пяти важных принципов. Первый и второй принципы – клиентоориентированность и прозрачность деятельности каждого бюро. Государственный аппарат существует за счет налоговых отчислений граждан, и поэтому они должны видеть, куда расходуются их средства. Третий принцип – субсидиарность: когда социальные проблемы решаются на низшем уровне власти, обеспечивая таким образом подотчетность конкретных бюрократов за проделанную работу. Четвертый принцип – четкое разделение полномочий чиновников. Например, закон в России разделяет понятия «текущий ремонт» и «капитальный ремонт» внутриквартальных дорог. Текущим занимаются муниципалитеты, в то время как асфальтировать дороги могут только районные власти в рамках капитального ремонта. В результате один слой дороги делают местные власти, остальное – район, а у граждан возникают вопросы об эффективности расходования бюджетных средств. Пятый принцип подразумевает оценку госслужащих по результатам работы за конкретный промежуток времени – это должно стимулировать чиновников к работе на высоком уровне.

 

Можно ли считать религию бизнес-проектом?

Думаю, религию можно считать бизнес-проектом, причем вполне успешным. Начиная с небольших стартапов в разных уголках мира, современная «религиозная тройка» (христианство, буддизм, ислам) смогла завоевать почти весь мировой рынок (больше 60 % населения Земли).

Религия предлагает уникальные продукты: нравственные идеи и ценности, утешение и смысл жизни, обменивая их на деньги, власть и различные дивиденды. Несомненно, крестовые походы – не совсем традиционный маркетинговый ход, но ведь многим крупным предприятиям тоже приходится нарушать правила на пути к успеху. Религия – одна из первых услуг в мире, что, возможно, и поспособствовало ее успеху.

 

 

Как победить бюрократию?

Побеждать бюрократию не стоит, нужно лишь минимизировать ее негативные проявления. Если говорить о России, для этого во всех государственных учреждениях стоит внедрить современные системы автоматизации процессов и сократить раздутый бюрократический аппарат.

 

Можно ли считать религию бизнес-проектом?

Мне кажется, что обобщить все мировые религии и назвать их бизнес-проектом – это довольно грубо. Создание и сохранение определенной религии в большинстве случаев не ограничивается желанием получить материальные выгоды. Функции религии в обществе намного шире. Религии объединяют людей с помощью определенных убеждений, норм и ценностей. В первую очередь, такой общностью людей легко управлять, лишь затем стоит говорить о доходе, который она приносит. История показывает, что во многих государствах религия использовалась как инструмент управления, в некоторых случаях ее заменяли идеологией.

И все-таки назвать религию бизнесом сложно, потому что подсчитать прибыль религиозных организаций нам не под силу.

Читать эту статью в онлайн версии журнала "ММ": 

//21mm.ru/arkhiv/reader/?journal=342#286

Журнал

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK