я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Жир в арт

Мы убеждены, что наука – это не только открытия и исследования, но и их влияние на повседневность. Поэтому в каждом «ММ» рассказываем, какое отражение тема номера находит в искусстве. Про жир мы ничего такого не планировали, пока не взялись изучать вопрос. Оказалось, что жир – не только участник перформансов и экспонат выставок: у него есть и собственное направление в искусстве – жир-арт, или жиризм.
Жир в арт

Жир-арт на вашем телефоне. Фото: katolikyan, tema.livejournal.com

Художественный жир

Еще в 2012 году микробиолог Чарльз Герба (Charles Gerba) из Университета Аризоны призвал людей почаще мыть экран мобильника: на нем в 10 раз больше бактерий, чем на ободке унитаза. В 2020 году проблема актуализировалась в связи с распространением новой коронавирусной инфекции – о необходимости дезинфицировать смартфоны заговорили повсеместно. Сенсоры собирают пот и жир с нашего лица, когда мы прижимаем устройство к уху, и от наших пальцев – мы печатаем ими постоянно. В 2015 году российский дизайнер Артемий Лебедев запустил в соцсетях шуточный флешмоб, провозгласив новое направление в современном искусстве – жиризм, или жир-арт. Задача была так проста, что все почувствовали себя художниками поневоле: чтобы стать деятелем искусства, достаточно «поелозить» щекой по экрану, потом нарисовать там что-нибудь, сделать фотографию и выложить в сеть. Да, произведение получалось не слишком долговечным, буквально до следующего звонка, но в Интернете постарались на славу, можно было даже собирать выставку. Жиром перерисовывали «Крик» Эдварда Мунка и «Звездную ночь» Винсента Ван Гога. Художники изображали абстракции, рисовали портреты, наброски пейзажей или простенькие геометрические фигуры. Жир-арт не прижился всерьез, но к нему все еще можно вернуться в любой момент. Если вы читаете эту статью с телефона, попробуйте заблокировать экран и что-нибудь изобразить. Возможно, жиризм ждет своего главного автора.

Ностальгический жир

Немецкий художник Йозеф Бойс во время Второй мировой войны служил в Люфтваффе, авиации Третьего рейха. У деревни Знаменка в Крыму самолет Бойса сбили. Художник чудом остался жив при падении и медленно замерзал в снегу. Его нашли крымские татары и помогли – растопили жир и обмазали им тело Йозефа, накрыв его войлоком, чтобы согревался. В жировом бреду Бойс лежал несколько дней, переживая духовное переосмысление. Биографы художника считают историю выдумкой: упал он возле еврейского колхоза, лечился в госпитале. Но для этого автора миф важнее реальности.

Крымский опыт во многом определил творческий путь Йозефа. Он начал использовать для своих работ материалы, которые ранее вообще считались непригодными для искусства. В том числе – жир и войлок. Для Бойса жир долгое время оставался символом позитивного хаоса. Этот материал меняет форму под воздействием температуры, приспосабливается к новым условиям, оставаясь собой прежним, сохраняя свойства и природу. Бойс считал жир чем-то хтоническим и потусторонним. Эту свою идею он воплотил в инсталляции «Жировой стул». Немец покрыл сидение кресла жиром и воткнул в него термометр, заставляя зрителей отринуть свое пренебрежение и заметить, каким интересным может быть это вещество.

«Жировой стул». Фото: Andreas Arnold, gettyimages.com

Из-за недолговечности и подвижности жира с инсталляциями Бойса иногда возникали проблемы: так, картонная коробка Жировойлочной скульптуры в музее современного искусства МоМА размякла, потому что жир впитался в картон. Йозеф выставлял жир и просто так, как самодостаточный элемент. Топил, разводил с воском и ставил на пол или за витрины. Для него, бывшего нациста, это был еще и символ недавней истории Германии с ее зверствами в концлагерях. Идею жира в творчестве художника трактуют до сих пор. И заимствуют тоже. Концептуальный художник из Санкт-Петербурга Константин Новиков на выставке «Пластмассовая масса» в Русском музее тоже представил экспонат «Жир», в котором попытался перевернуть представление об искусстве как об иллюстрации прекрасного и предложил полюбоваться жиром.

Работа Константина Новикова, paperpaper.ru

Предупреждающий жир

Англичане, в отличие от русского художника, жиром пытаются напугать. В 2018 году в центре Лондона на южном берегу Темзы медицинская служба Thriva установила гигантского «жирберга» – скульптуру из животного жира высотой с лондонский автобус. Арт-объектом Thriva пыталась привлечь внимание к проблеме лишнего веса. Компания опросила 2000 молодых людей и выяснила, что те набрали в среднем по 2 кг за рождественские и новогодние праздники. 56 % работающих миллениалов призналось, что не ограничивала себя в алкоголе в декабре. При этом в Великобритании у трех из пяти взрослых повышен уровень холестерина в крови, более четырех миллионов живут с диабетом, а семь миллионов – с преддиабетом. Триглицериды, маркеры холестерина, который отражает уровень жира в крови, у жителей Соединенного Королевства обычно повышаются на 10 % именно в период с декабря по январь. «Жирберг» должен напомнить им о необходимости соблюдать минимальную диету и не злоупотреблять «плохой» едой. Неизвестно, повлиял ли огромный сгусток жира на пищевые привычки британцев, но в их Инстаграмы точно попал.

Тот самый Жирберг! Фото: Joe Pepler /PinPep, independent.co.uk

Не совсем жир

Фернандо Ботеро, колумбийский художник, которого называют «Пикассо из Латинской Америки», не использует жир для создания своих картин, но в них все же есть та же отличительная черта, что и в лондонском «жирберге», – они большие. Художественный стиль этого художника отличается любовью к объемным, пухлым формам изображаемых персонажей.

«Однажды я понял, что меня интересует работа с объемами. Сначала это было на уровне идеи: я захотел работать с округлыми формами, создавать их. Откуда пришло осознание важности объема в предмете искусства? Отовсюду – из истории искусства, из моих поездок в Италию, из художественного наследия XIII–XIV веков», объясняет свой творческий метод сам Ботеро.

«Подсолнухи» Фернандо Ботерo, wikiart.org

И на Родине, в Колумбии, и за ее пределами он очень популярен. Кисть Фернандо узнается сразу – по элегантной массивности предметов и людей, их округлости. Он рисует не только обычных людей, но и знаменитостей («Смерть Пабло Эскобара»), иногда перерисовывает в своем стиле известные полотна («Мона Лиза», «Подсолнухи»). В 1976-м одну из своих работ («Натюрморт с арбузом») художник подарил Эрмитажу. Ботера работает и со скульптурами в бронзе, они у него тоже объемные – «Женщина с зеркалом», «Женщина с фруктом». Колумбиец называет свои картины «жирными», но подчеркивает, что в этом нет никакого оскорбления. Наоборот, такой ему видится красота.

«Дама с горностаем» Ботеро – пародия на одноименное полотно Леонардо да Винчи. ifalsidiautore.it

Бойцовский жир

Если жир не приходит в искусство сам по себе, то его привносит мыло. В книге «Бойцовский клуб» американского писателя Чака Паланика главные герои варят мыло из человеческого жира, высосанного при липосакции: «Мыло. Ты варишь жир. Мешаешь его с щелоком. У тебя получается мыло». Это символ их борьбы с обществом потребления и чревоугодия. Один из героев, Тайлер Дерден, подчеркивает, что процесс производства мыла жесток и связан с убийством животных, а они используют жир богатых женщин, чтобы сварить элитное мыло и продать его обратно богатым женщинам. Мыло с надписью Fight club давно стало частью поп-культуры и выпускается многими производителями.

Мыло с надписью «Бойцовский клуб». Фото: Marcus Ranum ranum.com

В 2005 году итальянский художник Джанни Мотти устроил выставку, центральным экспонатом которой тоже сделал мыло из жира богатого человека. Только вполне конкретного. Мотти творил художественный экспонат под названием Mani Pulite («Чистые руки») из жира, оставшегося после пластической операции премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Каждый желающий мог вымыть руки бывшим Берлускони или купить себе кусочек такого мыла за $18 тысяч. Художник таким образом боролся против вседозволенности мафии, намекая, что Берлускони буквально «вымыл руки». Ценный жир автор, по его словам, достал тайным путем через клинику, в которой премьер делал пластическую операцию.

Художественный экспонат Mani Pulite. swissinfo.ch

Жир не так популярен, как акрил или масляные краски, с ним всерьез работают единицы, но он все же остается частью культуры, пусть пока и выглядит экзотично. Пример Йозефа Бойса, практически певца жира, показывает, что главное – не как общество оценивает экспонат, а какой смысл ты в него закладываешь. И жир достаточно пластичен, чтобы «впитать» любую идею и принять ее форму.



Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK