Эликанида Ивановна встретила нас сама и сразу же начала радоваться подаренным цветам. Мы были не первыми, кто пришел с букетом – на столе уже стояли тюльпаны.
Свою историю она рассказывает с трудом – часто прерывается, потому что чего-то не помнит, но еще чаще говорит: «Лучше этого не вспоминать». И правда, некоторые истории о том, свидетелем чему стала Эликанида Ивановна, воспринимаются с трудом: как дети уходили из школы партиями по 10 человек, чтобы не попасть под обстрел с неба, как однажды утром пришли на уроки, а от школы остались руины, как ее мама продавала все, чтобы найти детям еду и меняла пальто на один ломтик хлеба, как люди ели людей, и это было видно по их лицам.
Война застала Эликаниду Ивановну одиннадцатилетним подростком, и по ходу войны она и взрослела. Помогать армии начала еще в восьмом классе – всю ее 161-школу отправляли то на фабрику «Картонаж» формировать аптечки для солдат, то в военный госпиталь, то в деревни Овцино и Лебяжье Всеволожского района на сельскохозяйственные работы. В Овцино и Лебяжьем школьники располагалась в военных частях, и, возможно, только поэтому и выжили. Но ценой тому стали голод, болезни и ужасные условия – все спали на полу в разрушенной деревенской школе, не могли помыться и жили практически на краю линии фронта, где вот-вот и появятся немцы. Один из ребят уходил гулять каждую ночь и под утро приносил пленённого немца – настолько близко была вражеская армия.
161-школа работала на протяжении почти всей войны. С перерывами, отменой занятий, но работала. Пока ее не разбомбили – в один из дней в доме семьи Эликаниды все затряслось и начало двигаться с места. Стало понятно, что где-то что-то подорвали. А когда на следующий день Эликанида пришла в школу, она вместе с остальными увидела, что разбомбили школу и остались только развалины, под которыми еще были слышны голоса тех, кто не успел спастись. По словам Эликаниды, это был первый случай, когда при ней человек поседел в одну секунду – это был директор школы, чья жена оказалась одной из тех, кто остался под руинами.
Отец Эликаниды сразу же ушел на фронт, а ее мама и младшая сестра с бытом во время войны справлялись как могли. Сестра Тося, в силу своего возраста, воспринимала происходящее по-своему: «Сирена вопит, а Тося, дурочка такая, радуется и кричит, что, значит, в школу не пойдем. Я ее спрашиваю, чему ты радуешься, вдруг сейчас немцы по нашей улице пойдут, а она говорит: "Мы их всех убьем!", я спрашиваю, чем же мы их убьем, а она отвечает: "Ты наши сковородки тяжеленные видела?" И правда, чугунные сковородки у меня до сих пор сохранились и все, кто приходит, удивляются, как такие тяжелые можно поднять».
После окончания войны Эликанида Ивановна поступила в инженерно-экономический институт и успешно его закончила. Начав работать по распределению сразу после выпуска, она трудилась всю жизнь, за что получила звание «Ветеран труда».
Спустя столько лет и прожив нелегкую жизнь Эликанида Ивановна, кажется, не теряет ни интереса к жизни, ни желания быть лучше. Она то и дело поправляет прическу, чтобы сделать хорошее фото и переживает по поводу бардака в квартире.
«ММ» поздравляет Эликаниду Ивановну и своих читателей с Днем Победы!