я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Смертельное оружие Ил-2

Немецкие пилоты называли его «бетонным бомбардировщиком», немецкая пехота с ненавистью величала «мясником», для советской печати он был «летающим танком», а наши летчики за характерный изломанный профиль прозвали самолет просто и ласково – «горбатый».
Смертельное оружие Ил-2

Текст: Евгений Хацкельсон

История советской штурмовой авиации ведет отсчет еще с конца 1927 года, когда появилось первое «Наставление штурмовой авиации», вскоре проверенное на практике во время больших армейских Киевских маневров. Поначалу против наземных войск противника предполагалось использовать обычные истребители и бомбардировщики, но очень быстро пришло понимание необходимости создать специализированный самолет-штурмовик. Самая главная проблема, которую требовалось решить, заключалась в бронировании, поскольку воевать ему предстояло в условиях сильнейшего огневого противодействия.

Изначально штурмовикам отводилась роль истребителей танков. Это была невероятно сложная задача: требовалось совместить почти несовместимое – тяжелую броню и мощное вооружение с приличной скоростью и маневренностью. Молодой, талантливый и амбициозный начальник ЦКБ (Центрального конструкторского бюро) С.В. Ильюшин, проанализировав накопленный к тому времени опыт создания штурмовиков, в январе 1938 года обратился с письмом к правительству, в котором написал: «…Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». Ильюшин получил карт-бланш на разработку «летающего танка». Именно так он назвал в письме свой будущий самолет.

Сергей Владимирович Ильюшин удостоен семи Сталинских премий 

Генеральному конструктору было на что опереться: под его началом в ЦКБ уже трудились талантливые авиаконструкторы Поликарпов, Бериев, Кочеригин. В его распоряжении были новый двигатель Микулина и авиационная броня АБ-1.

Все получилось именно так, как было задумано: штурмовик Ил-2 стал самым массовым советским самолетом. Управлять этой грозной боевой машиной было легче, чем другими – она «прощала» такие ошибки, за которые пилот, к примеру, «Аэрокобры» и МиГа-3 мог поплатиться жизнью. Ил-2 был исключительно надежным и живучим, причиной чему были конструктивные особенности самолета, заложенные коллективом создателей еще на этапе проектирования.

С 1944 года выпускаются Илы с полностью металлической конструкцией крыльев и фюзеляжа. Скорость достигала 426 километров в час на высоте 2500 метров и 390 километров в час у земли, дальность полета – до 740 километров. Были и недостатки: по скорости и маневренности Ил-2 был ближе к бомбардировщику, чем к истребителю, обзор из кабины пилота был плохим, стрелок имел слабую броневую защиту. Зато вооруженность штурмовика была великолепна: 400–600 килограммов бомбовой нагрузки (различные виды бомб, в том числе противотанковые), авиационные пушки ШВАК или ВЯ-23 калибром до 37 миллиметров, пулеметы ШКАС и 8 РС (реактивные снаряды, которые монтировались под крыльями). Эти снаряды были оружием не просто эффективным, но буквально шоковым для врага. Штурмовик мог применять их как по наземным, так и по воздушным целям. Недаром истребители противника никогда не рисковали идти на Илы в лобовую атаку – слишком это было опасно.

Ил-2 в деталях: 1. Схема компоновки бронекорпуса двухместного Ил-2 2. Крупнокалиберный пулемет 3. Кабина стрелка 4. Бронеспинка 5. Основная опора шасси 6. Воздушный винт 7. Втулка винта 8. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя 9. Двигатель АМ-38Ф 10. Маслобак 11. Подкос моторамы 12. Моторама 13. Канал подвода воздуха к водяному радиатору 14. Бачок-пеногаситель системы смазки двигателя 15. Передний бензобак 16. Водяной радиатор 17. Нижний бензобак 18, 19. Замок для подвески бомб 20. Передний лонжерон крыла 21. Обтекатель шасси 22. Амортизационная стойка основной опоры шасси 23. Подкос шасси 24. Створка отсека шасси 25. Посадочная фара 26. Снарядный ящик 27. Пушка ШВАК 28. Патронный ящик 29. Пулемет ШКАС 30. Задний лонжерон крыла 31. Педали управления РН 32. Приборная доска пилота 33. Штурвал 34. Рычаг сброса бомб 35. Кресло пилота 36. Задний бензобак 37. Умформеры 38. Задняя бронеплита 39. Откидной фонарь кабины стрелка 40. Пулемет УБШ 41. Абонентский аппарат стрелка 42. Патронный ящик 43. Бронестенка 44. Приемник РПК-10 45. Усилитель 46. Умформер 47. Рама 48. Тросовая проводка управления РН 49. Тяга управления РВ 50. «Дутик»

К 22 июня 1941 года было выпущено только 249 ма­шин Ил-2. В знаменитой телеграмме Сталина от 23 декабря 1941 года на завод в Куйбышеве говорилось: «Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной армии теперь, как воздух, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день… Это насмешка над страной, над Красной армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН».

Можно себе представить, что почувствовал директор завода М.Т. Шекман, получив такую телеграмму, но тут интересно другое: Красной армии не хватало не только штурмовиков, но и истребителей, и бомбардировщиков. Почему же именно Ил-2 были нужны как воздух?

Ответ можно найти в мемуарах советских асов-истребителей, воевавших с самого начала Великой Отечественной – Покрышкина, Речкалова, Каберова и других.

Воздушные бои имели в основном оборонительный характер. Задания на сопровождение штурмовиков и «бомберов» давались крайне редко, чаще всего они шли без прикрытия и защищались сами, как могли. Основным видом боевой работы истребителей, так же как и всех остальных, была штурмовка, то есть атака наземных целей из всех видов оружия. Штурмовки продолжались день за днем, по несколько вылетов. Штурмовки аэродромов, наступающих войск, автоколонн, танков, эшелонов, пехоты, переправ... Хочешь – становись истребителем, хочешь – фронтовым, а хочешь – дальним бомбардировщиком. Все равно будешь штурмовиком! В тот момент было необходимо любой ценой замедлить продвижение наземных войск противника. Потому и нужны были Илы как наиболее приспособленные для этой работы самолеты.

Первые серийные штурмовики обладали рядом недостатков, главным из которых было отсутствие стрелка, защищающего хвост самолета, вследствие чего самолет оказывался практически беззащитен перед атаками с задней полусферы. В условиях, когда на всех высотах безнаказанно хозяйничали «мессеры», этот нюанс превратился в серьезнейшую проблему, которую даже назвали «синдромом Ила». Отсутствие стрелка при­вело к тому, что единственный специализированный самолет непосредственной поддержки войск нес огромные потери от немецких истребителей, заходивших ему в незащищенный хвост и открывавших огонь по кабине пилота.

В Москву начали поступать тревожные вести: Илы сбиваются истребителями противника. В марте 1942 года на фронт ушли первые три двухместных Ила с бронированной кабиной стрелка, вооруженного пулеметом ШКАС калибром 7,62 миллиметра (позднее стали устанавливать скорострельные пулеметы УБТ калибром 12,7 миллиметра с боезапасом 150 патронов). Но еще раньше самолеты стали модернизировать кустарным способом прямо на фронте сами летчики и техники.

В своей знаменитой книге «Над полем боя» бывший главком ВВС не раз вспоминает своего боевого друга и первого командира Анатолия Николаевича Васильева – человека потрясающего мастерства и храбрости. Именно лейтенант Васильев стал инициатором самостоятельного усовершенствования самолета и первым совершил боевой вылет на нем. Поначалу Васильев пытался доказать необходимость стрелка инженеру из штаба армии, но тот с усмешкой спросил: «Может быть, вы просто боитесь летать на одноместном штурмовике?» Нетрудно представить себе реакцию боевого летчика на подобный вопрос штабного работника.

Но лейтенант Васильев был из тех, кто добивается своего. Вскоре он вместе с инженером полка оборудовал свой самолет самодельной кабиной стрелка, в которую установили на шарнирах пулемет ШКАС. Пробный вылет завершился триумфом – ничего не подозревающий «мессер», привычно зайдя в хвост «беззащитному» самолету, был сбит. Подробное донесение с описанием боя и выводами было послано в штаб воздушной армии и в КБ Ильюшина, а Герой Советского Союза А.Н. Васильев прошел всю войну и вернулся домой с победой.

1. Ил-2 Несмотря на невысокую маневренность, летчики выделяют только один недостаток истребителя – низкую эксплуатационную технологичность. Зато отмечают редкую живучесть (в полете Ил-2 сохранял устойчивость даже с серьезными повреждениями), а также удачное сочетание огневой мощи и броневой защиты. 2. Messerschmitt Bf 109 Этот одномоторный поршневой истребитель-низкоплан стоял на вооружении германских ВВС в 30-е годы и во время Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. 

Самый массовый самолет нес и самые большие потери. За 75 боевых вылетов штурмовику полагалось звание Героя – именно героем и надо было быть, чтобы пикировать среди зенитных разрывов и огненных трасс «эрликонов», выходить к цели на бреющем полете под ураганный огонь противника. С появлением стрелков потери существенно уменьшились – наши истребители почувствовали себя хозяевами в небе, а прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков стало одной из основных их задач.

Самолеты совершенствовались, развивалась и тактика ведения боя. Обычно штурмовки выполнялись группами от 6 до 12 штурмовиков. В начале войны, когда истребителей почти никогда не сопровождали, выделялась пара из самих штурмовиков, которая прикрывала группу от врага. Во второй половине войны «горбатых» уже всегда прикрывали «маленькие» (так прозвали истребителей), которые находились несколько выше и позади. Из основной группы выделялась группа подавления зениток. Первый заход на объект обычно был «холостым», его целью было выявить расположение зениток, батарей, скопления танков. Затем штурмовики «обрабатывали» выявленные цели бомбами, обстреливали их реактивными снарядами из пушек и пулеметов.

С октября 1944 года в войска стали поступать новые штурмовики Ил-10, представляющие собой более скоростной и маневренный вариант Ил-2. Одной из главных задач штурмовой авиации на протяжении всей войны оставалась борьба с танками противника. Грандиозное танковое сражение под Прохоровкой в июле 1943 года было выиграно благодаря неоценимой под­держке штурмовиков. Специальная противотанковая бомба ПТАБ-2,5-1,5, впервые примененная в Курской битве, прожигала броню «тигров» и «пантер» насквозь. А кроме танков, Илы уничтожали все, что стреляет, двигается и просто дышит на стороне противника.

Илы налетали, как кара небесная, и к концу войны наземные войска вермахта были настолько ими измучены, что солдаты и офицеры, едва заслышав рев моторов, в панике разбегались. Зенитки молчали, чтобы не навлекать на себя первый удар.

Немецкие авиаконструкторы не уделили должного внимания этому типу боевых самолетов, а может быть, им не поставили вовремя задачу. Так или иначе, ничего даже отдаленно напоминающего Ил-2 ни у противника, ни у союзников не было, а штурмовик Ильюшина оказался, по выражению одного английского генерала, «одним из наиболее важных хирургических инструментов, посредством которого Россия выпотрошила немецкую армию».



Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK