я могу писать, размышлять и анализировать
"Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания" ©Стивен Хокинг
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

Шах и мат: новый российский истребитель

Истребитель Checkmate сотворил настоящий фурор и привлек широкое внимание как специалистов, так и простых любителей авиации. Рассказываем, что именно в этой машине может поставить шах и мат противнику.
Шах и мат: новый российский истребитель на фоне аналогов
Checkmate. Фото: Константин Завражин, rg.ru

Концепция и характеристики

На прошедшем в июле авиасалоне МАКС-2021 Россия представила немало новинок, но все затмил истребитель нового поколения Checkmate. Его создателям практически до последнего удавалось сохранять интригу, но презентацию подпортили фото, слитые в Сеть накануне выставки. Отличительная особенность проекта – невероятная по меркам постсоветского авиастроения открытость. Характеристики самолета (пусть и расчетные) были официально озвучены сразу после презентации. Для сравнения, летно-технические характеристики первого российского истребителя Су-57 до сих пор не афишируют, а имеющиеся в СМИ данные только предположительны.

Это тем более необычно, если учесть, что разработчики позиционируют машину как платформу, на базе которой можно создать любой боевой самолет, вплоть до разных поколений. Перед нами легкий истребитель, построенный по стелс-технологии. Для него выбрали нормальную аэродинамическую схему с V-образным оперением. Под фюзеляжем находится нерегулируемый воздухозаборник, а в фюзеляже – три оружейных отсека. Решение сделать однодвигательный самолет для России весьма оригинально: все имеющиеся на вооружении ВКС РФ истребители имеют два двигателя. Это касается как «Сухих», так и более легких «МиГов».

Стелс-технология подразумевает снижение заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения. Это достигается разными методами, в том числе специальными геометрическими формами машины, радиопоглощающими материалами и так далее.

Характеристики Checkmate

Разработчик: компания «Сухой»

Экипаж: один человек

Максимальная бесфорсажная скорость: M = 1,8

Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 G

Практическая дальность: 2800 км

Потолок: 16,5 км

Боевая нагрузка: 7400 кг

Двигатель: вероятно, модификация АЛ-31ФН с управлением вектором тяги

РЛС: радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой

Первый полет: 2023 год

Начало эксплуатации: 2026–2027 годы

Для сохранения малозаметности, которую можно считать ключевым параметром истребителя пятого поколения, вооружение размещено внутри. Нагрузка весьма внушительна и примерно сравнима с нагрузкой других современных машин такого класса, то есть «легких» многоцелевых истребителей. Арсенал тоже весьма широкий: самолет сможет поражать цели в воздухе, на земле и на море, при любой погоде и в любое время суток. Как отмечают в Центре анализа стратегий и технологий, в состав вооружения Checkmate войдут управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней и малой дальности, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» (Х-31ПД, Х-35УЭ, Х-38МЛЭ(МТЭ), Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Гром-Э1» и «Гром-Э2») и управляемые авиационные бомбы (КАБ-250ЛГ-Э, К08БЕ и К029БЕ).

Х-31ПД. Новейшая высокоскоростная противорадиолокационная ракета повышенной дальности. roe.ru

Самолет сможет применить и неуправляемое вооружение, однако в современных реалиях это выглядит избыточной мерой и даже в какой-то мере «вредной». Для этого самолету придется зайти в зону поражения неприятельской противооборонной системы – а это всегда риск быть сбитым. Потеря столь сложной и дорогой машины будет неоправданной.

Checkmate vs Су-57

На первый взгляд сравнение Checkmate и Су-57 может показаться странным. Обе машины – российской разработки, созданы компанией «Сухой», и обе пока не дошли до стадии полной боевой готовности. С другой стороны, и тот, и другой самолеты претендуют на одну долю мирового рынка вооружений (рынок боевой авиации в целом не очень велик на фоне авиационного рынка как такового).

Главное концептуальное отличие – силовая установка. Су-57 имеет два двигателя АЛ-41Ф1, в то время как Checkmate, как мы уже говорили, однодвигательный. Двигатели Су-57 и Checkmate имеют примерно сравнимую тягу – более мощных изделий у России пока нет. Тяга двигателя АЛ-41Ф1 составляет 8800 кгс. При массе пустого самолета Су-57 примерно 18 т это дает ему отличную расчетную тяговооруженность (отношение тяги к весу, точнее, силы тяги к силе тяжести), которая превосходит единицу. Так как двигатель всего один, тяговооруженность Checkmate, скорее всего, будет меньше единицы. Это не критично, однако может сказаться на потенциале самолета в ближнем воздушном бою, когда требуется энергичное маневрирование.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что цена Checkmate будет в пределах $25–30 млн. Это звучит почти фантастично, если учесть, что даже истребители прошлого – четвертого поколения – сейчас стоят $80–100 млн за единицу. Французский Dassault Rafale, например, обходится в $85–124 млн, а цена российского Су-30МКИ индийской сборки – более $80 млн.

В отличие от Су-57 Checkmate не имеет встроенной пушки, что тоже может сказаться на эффективности в ближнем бою. С другой стороны, машина получит оптико-локационную станцию, схожую со станцией AAQ-40 EOTS истребителя Lockheed Martin F-35, что позволяет эффективнее решать ударные задачи.

Су-57, sukhoi.org

Checkmate vs F-35

Главный и, по сути, единственный реально существующий зарубежный аналог Checkmate – это американский F-35. Оба самолета формально относят к «легким». Оба имеют один двигатель и выступают как многоцелевые машины, с упором на поражение наземных целей (об этом, в частности, говорит широкий арсенал Checkmate вооружений класса «воздух-поверхность»). При этом тезис, что Checkmate – это копия американской машины, не верен. Самолеты выполнены по разной аэродинамической схеме. В случае с F-35 это классическая схема, когда есть горизонтальный стабилизатор. У российской машины его нет, зато имеется оперение в виде двух дифференциально наклоняемых плоскостей, которые выполняют функции и вертикального оперения, и горизонтального стабилизатора.

Во внутренних отсеках Checkmate может нести до пяти ракет класса «воздух-воздух». Это на одну больше, чем у американского истребителя. С другой стороны, американская машина в базовой конфигурации (F-35A) имеет встроенную пушку.

Chengdu J-20, Mighty Dragon, sohu.com

Истребители пятого поколения создают и китайцы. Первый из них – Chengdu J-20 – уже начали эксплуатировать. При этом отсутствие сколь-нибудь достоверных данных по целому ряду ключевых вопросов не позволяет оценить их потенциал.

Сложнее судить об уровне бортовой электроники и малозаметности – в силу секретности этих данных. Известно, что F-35 имеет современную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-81, эффективно действующую как по воздушным, так и по наземным целям. РЛС с АФАР – наиболее совершенный тип бортовых РЛС. Такие станции обеспечивают высочайшую эффективность обнаружения целей, а также показывают отличную надежность. Плюс – они состоят из множества «автономных» модулей: если один из них выйдет из строя, станция продолжит работу.

Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-81. Фото: Northrop Grumman Corporation news.northropgrumman.comПрототип РЛС Н036. Фото: Allocer, commons.wikimedia.org

РЛС Checkmate, вероятно, базируется на радиолокационной станции Н036 с АФАР от Су-57. Заявлена возможность одновременного сопровождения 30 воздушных целей и стрельбы по шести из них. Это хуже показателей РЛС Су-57, однако различия не лежат в концептуальной плоскости. Предполагается, что Н036 имеет дальность обнаружения целей типа «истребитель» на расстоянии более 400 км. Скорее всего, РЛС Checkmate сможет похвастаться такими же качествами: то есть, вероятно, она не будет существенно уступать ни РЛС F-35, ни радару Су-57.

Подведем итог: на фоне аналогов Checkmate не выглядит ни победителем, ни аутсайдером. Он уступает Су-57 в плане летно-технических характеристик, но будет иметь меньшую номинальную стоимость. Кроме того, однодвигательные машины дешевле в эксплуатации, чем двухдвигательные, а вот аварийность обоих типов самолетов в наше время схожа: современные двигатели весьма надежны, и наличие второго не имеет такого большого значения, как раньше. Новый самолет концептуально близок к F-35, но его давно производят серийно, в то время как у Checkmate впереди долгий путь испытаний и доработок.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK