я могу многое
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

Белый плен

Россия имеет крупнейший атомный ледокольный флот в мире и многочисленный флот дизель-электрических ледоколов. Получится ли в будущем удержать лидерство в этой области?
Белый плен
Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Дизайнпроект разработан ЦКБ «Айсберг» совместно с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А. Л. Штиглица, aoosk.ru 
ГОСТИ ИЗ ПРОШЛОГО

В массовом сознании ледоколы – отважные герои, сражающиеся с неумолимой стихией. Реальность, разумеется, далека от романтических идеалов: ледоколы, прежде всего, это тяжелый рутинный труд. Который, впрочем, не лишен доли «творчества». Путь ледокола разбивается на этапы, где на принятие того или иного решения влияет множество факторов. Например, погода или толщина льда. Ледоколы преодолевают препятствия двумя способами: разрезают лед острым и подкрепленным форштевнем (и потом раздвигают образовавшуюся полынью) или просто продавливают лед своим весом. Существуют два типа проводки судов. Первый – так называемое лидирование, когда ледокол прокладывает путь другим судам, идущим за ним. Второй способ предполагает буксировку, когда ледокол тащит за собой другое судно.

Атомный ледокол концептуально не отличается от ледокола, не имеющего атомной энергетической установки. Однако обладает несомненным преимуществом перед другими судами такого класса. Ядерная силовая установка нивелирует зависимость судна от дозаправок топливом, что актуально при длительном нахождении во льдах, где такая возможность может отсутствовать в принципе. Сейчас в строю в России находятся два атомных ледокола типа «Арктика», два судна типа «Таймыр», а также ледокольно-транспортное судно «Севморпуть», способное доставлять грузы на ледовые припаи. Пять построенных ранее советских ледоколов вывели из эксплуатации.


«Таймыр». Фото: ЦКБ Айсберг, iceberg.org.ru

Одна из проблем – стремительное устаревание имеющихся судов. Ледоколы типа «Арктика» введены в эксплуатацию в далеком 1974-м. Два «Таймыра» – основу атомного ледокольного флота России – построили в Финляндии в 1989–1990 годы. Срок службы этих судов не получится продлевать до бесконечности.

«АРКТИКА» ДЛЯ АРКТИКИ

Будущее российского атомного ледокольного флота напрямую связано с программой строительства новых судов проекта 22220 (ЛК-60Я) «Арктика». Сейчас это наимощнейший ледокол из всех. Не нужно путать его с советскими ледоколами, это совершенно разные суда. Яркий пример: притом что советская «Арктика» имела несколько меньшие размеры, чем современный корабль, на ее борту находилось вдвое больше членов экипажа: 145 человек против 75 у проекта 22220.

Фото: Кристина Рягузова/ Балтийский завод, flickr.com/photos/rosatom

Основными задачами судов станет обслуживание Северного морского пути и проведение различных экспедиций в Арктику. Главное отличие такого судна нового типа – возможность эксплуатации как на глубокой воде, так и на мелководье. Благодаря этому ледоколы проекта 22220 смогут сменить как суда «Ямал» и «50 лет Победы», относящиеся к типу «Арктика», так и два «Таймыра», способные проводить суда в устьях северных рек. Такого эффекта создатели проекта 22220 достигли за счет специальной двухосадочной конструкции с балластными цистернами. Для «большого похода» в них набирают воду, за счет чего ледокол увеличивает осадку. Если же предстоит ходить в устьях рек, воду с цистерн сливают, и осадка уменьшается.

По словам руководителя «Атомфлота» Мустафы Кашки, в рамках программы использовали инновационные подходы, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками. Головное судно получило систему электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями. Важно, что почти все оборудование на судне произвели российские компании.
Россия довольно активно строит ЛК-60Я: уже готовы три таких ледокола из пяти запланированных – головная «Арктика», а также «Сибирь» и «Урал». Основное внимание, конечно, приковано к головному кораблю. И дело даже не в том, что именно это судно положит начало новой истории ледокольного флота России. В 2020 году «Арктика» не раз становилась объектом пристального внимания СМИ: из-за аварии, технических проблем и связанного с этим неопределенного будущего. Судно заложили еще в 2013 году, спустили на воду в 2016-м и хотели ввести в строй в 2020-м. Если в самом начале года сроки оставались без изменений, то уже в феврале их пришлось пересмотреть. Тогда во время швартовых испытаний произошло замыкание, повлекшее за собой выход из строя гребного электродвигателя (ГЭД) на правом валу. Неудачные пусконаладочные работы привели к повреждению обмотки ГЭДа. Ситуация казалась пустяковой только на первый взгляд, для не посвященного во все тонкости судостроения человека. На самом деле, неисправный гребной электродвигатель – это более чем весомая причина для непринятия судна. Немного времени спустя стало известно, что гребной электродвигатель на атомном ледоколе не подлежит восстановлению, а его замену можно ждать не раньше 2021 года.

С другой стороны, ситуацию не стоит драматизировать: проблемы не станут причиной отказа от судна или пересмотра его концепции. Боле того, по данным, озвученным «Коммерсантом», ледокол могут сдать до конца 2020 года. «Основная задача – до конца месяца выйти на ходовые испытания, по предварительной оценке, это займет порядка трех недель», – привело издание слова информированного источника в июне 2020-го. Что это означает? Ведь новый двигатель будет готов (возможно) только в следующем году. Фактически «Арктика» до этого момента не будет иметь заявленной мощности: с учетом связанных с аварией ограничений судно предположительно потеряет 8–12 МВт из 60. Эксперты считают, что для нормальной работы нужно будет также снизить мощность на левом электродвигателе, что, по расчетам, может привести к общей потере в 20 МВт. Проблемы не помешали ледоколу все-таки выйти на ходовые испытания в июне. Предполагалось, в частности, что специалисты проанализируют, как гребная электрическая установка взаимодействует с ядерной, а также главными турбогенераторами. Как отметили в августе в пресс-службе Балтийского завода, завершение ходовых испытаний намечено на осень 2020 года.

«ЛИДЕР»: МОЩНЕЙШИЙ В МИРЕ

Для российского судостроения минувший июль стал самым знаковым во всей его современной истории. Россия начала строительство «Лидера» – мощнейшего атомного ледокола в мире. Судно проекта 10510 «Лидер» начали строить на предприятии «Звезда» в Приморском крае. «Судно проекта 10510 не имеет аналогов. Уникальный атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики», – отметили в «Атомфлоте». Утверждение об уникальности если и имеет долю преувеличения, то совсем небольшую.

 

Возможности ледокола позволяют ему преодолевать лед толщиной до 4,3 м, сохраняя непрерывный ход и минимально-устойчивую скорость 1,5–2 узла. Автономность по запасам провизии на борту – до восьми месяцев. Как и в случае с проектом 22220, главные задачи «Лидера» – обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и проводить арктические экспедиции. Судно способно проделывать канал во льду шириной до 50 м, что дает принципиально новые возможности навигации для крупнотоннажных транспортных судов.


Испытания модели ледокола «Лидер», aoosk.ru 

Основной задачей судна называют проводку караванов по Северному морскому пути – кратчайшему морскому пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Как считают некоторые эксперты, он может стать «убийцей Суэца»: по некоторым расчетам, перевозить грузы по СМП будет и быстрее, и выгоднее, чем через Суэцкий канал. Также у нашей страны есть серьезные планы по разработке углеводородного сырья на арктическом шельфе. А мощный и современный ледокольный флот позволяет обеспечить практически бесперебойный вывоз нефти с арктических буровых платформ. Так или иначе, «Лидер» станет серьезным подспорьем для арктических притязаний страны. Правда, использовать его получится не скоро. Согласно текущим планам, ледокол сдадут в 2027 году – если не вмешаются непредвиденные обстоятельства, как, например, в случае с головным судном типа «Арктика». Всего Россия должна получить три ледокола типа «Лидер». О том, когда она введет в строй два других корабля проекта 10510, пока говорить сложно.    
Помимо атомных ледоколов Россия не забывает и об их дизель-электрических собратьях. В 2016 году на воду спустили судно проекта 22600 «Виктор Черномырдин». Его длина составляет 142,4 м, ширина – 29 м, а водоизмещение – 22 258 т. В августе 2018-го начались швартовые испытания судна. В августе 2020 года стало известно, что власти разрешили продлить срок строительства ледокола до 1 ноября.
Ледокол «Виктор Черномырдин». Фото: АО «Адмиралтейские верфи», korabel.ru 

НЕ ТОЛЬКО АТОМНЫЕ: «БОЕВЫЕ ЛЕДОКОЛЫ»
В обозримой перспективе Россия может получить еще одно необычное судно, которое обеспечит проведение научных исследований и выполнение сторожевых задач. Его будут использовать ВМФ России и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ. Полное название – универсальный патрульный корабль проекта 23550. Он сможет преодолевать лед толщиной в полтора метра.


Патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин» спущен на воду. Фото: АО «Адмиралтейские верфи», aoosk.ru 

Основой тактического ударного потенциала должны стать крылатые ракеты «Калибр» или Х-35У. Всего на корабле можно установить две контейнерные пусковые установки комплекса «Калибр-К», имеющие по четыре крылатые ракеты «Калибр». Или две контейнерные пусковые установки, имеющие по четыре противокорабельные ракеты Х-35У. Помимо этого корабль должен нести одно 76,2-мм артиллерийское орудие АК-176МА, две 30-мм артиллерийские установки АК-630М и четыре 12,7-мм пулемета «Корд». Для защиты от атак с воздуха планируют применять переносные зенитные ракетные комплексы. На борту корабля можно будет разместить БПЛА или вертолеты Ка-226 и Ка-27.



В целом строительство дизель-электрических и атомных ледоколов – важная составная защиты государственных интересов во всех смыслах этого слова. Есть мнение, что можно отказаться от специализированных ледоколов в пользу многоцелевых судов, которые могли бы решать задачи самостоятельно, преодолевая арктические преграды. Однако большинство экспертов скептически оценивают подобные идеи: наделение простых судов такими возможностями неизменно скажется на их экономичности. Что, в конечном счете, сделает эксплуатацию экономически невыгодной.

В 2019 году стало известно, что предприятие «Звезда» может построить за счет средств газовой компании «Новатэк» в размере 60 млрд рублей четыре ледокола ЛК-40 на сжиженном природном газе с последующей передачей судов в операционное управление «Атомфлота». Строить суда намерены по проекту Aker Arc 123. Длина ледокола составит примерно 160 м, ширина – 31,5. 
Проект ЛК-40. Фото: Aker Arctic, twitter.com/akerarctic 
Так или иначе, Россия взяла курс на возрождение ледокольного флота, и сейчас многие важные аспекты уже получилось реализовать. Теперь почти все зависит от финансирования судостроения и четкого понимания государством того, что оно хочет получить от новых ледоколов.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK