мы можем подготовить кадры
Всегда на связи с будущим!
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Все записи
текст

AI – помощник человека: итоги форсайт-сессии «Образование и искусственный интеллект: вызовы и возможности»

26 ноября в Центре цифровой трансформации «Цифергауз» состоялись завершающие мероприятия «SPb AI Champ’21» – I Открытого чемпионата Санкт-Петербурга по искусственному интеллекту. Эксперты не только наградили лучших молодых программистов, но и обсудили перспективы применения AI в контексте образования и развития человека.
AI – помощник человека: итоги форсайт-сессии «Образование и искусственный интеллект: вызовы и возможности»

Участники сессии – представители органов власти, университетского сообщества, промышленного, банковского и технологического сектора – попытались «заглянуть в послезавтра» и определить, что именно изменит искусственный интеллект, как он повлияет на образование – станет для него вызовом или возможностью. Спикеры отметили, что сегодня AI – это «данность», «челлендж», «очередная ступень развития», в рамках которой можно экспериментировать и тренироваться.

«Искусственный интеллект для преподавателей и студентов – это неизбежность. Это новый тип преподавателя и студента. Преподавателям стоит меньше рассказывать, больше давать анализировать, а для студентов это самостоятельная работа. Чем полнее и четче мы осознаем это явление, тем правильнее выберем решение. У робота нет ценностей, поэтому ИИ развивает те ценности, которые в него заложил тьютор. У нас в университете есть как отдельные дисциплины по ИИ, так и последующее его использование в специальных дисциплинах. Мы развиваем совместные проекты с компаниями в сфере телекоммуникаций и IT – изучаем процессы ИИ, чтобы понимать, во что вкладываться», – подчеркнул ректор СПбГУТ Сергей Бачевский.

Для образовательного процесса AI открывает широчайшие возможности, в том числе внедрение индивидуальных программ обучения, помощь в подборе материалов для студентов, развитие инструментов для преподавателей. Как отметил старший вице-президент, руководитель департамента анализа данных и моделирования ПАО «Банк ВТБ» Максим Коновалихин, внутри понятия AI уже появляются специализации, заметен крен на смешивание направлений обучения – соединение технического и гуманитарного профилей.

Компании-работодатели теперь предъявляют запрос не только к выпускникам, но и к образовательным программам на своей стороне. Так, Сергей Марданов, директор по связям с вузами VK – стратегического партнера «SPb AI Champ’21», рассказал, что компания запустила программу обучения искусственному интеллекту, разрабатывает проекты для преподавателей, школьников и дошкольников, формируя специальные программы и литературу для детей.

Этика взаимодействия человека и машины – еще один важный аспект, связанный с развитием искусственного интеллекта и его применением в обучении. Один из распространенных страхов в обществе – заменит ли технология человека.

«В образовании много человеческого – заменить его машиной тяжело, поэтому оно в какой-то степени пока защищено. Нам надо принять вызов искусственного интеллекта – признать набор проблем и вступить с ними в рабочие отношения, сформировать модель образования и обучить систему как человеко-машинную. Меняются характер образовательной деятельности, функции тех, кто учит и учится. Сейчас мы рассматриваем искусственный интеллект как помощника в текущей деятельности и оптимизируем только часть функций, которые можем заменить на данный момент», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. По его мнению, каждый человек должен обладать базовой грамотностью, при этом для отдельных отраслей и системы образования наступает время перемен, требующих переучивания специалистов.

Генеральный директор группы компаний ЦРТ Дмитрий Дырмовский отметил, что в Петербурге можно приобщиться не только к особой культуре, но и к передовым технологиям, которые представляют город и страну на глобальном рынке.

«Сегодня ИИ помогает решать критически важные задачи, — отметил эксперт.— Освобождает медицинских специалистов от рутины — позволяет заполнять протоколы голосом. Совершенствует государственные и бизнес-сервисы, улучшая клиентский опыт и шире — делает жизнь безопаснее и комфортнее в масштабе городов и стран. Петербургский R&D достойно представляет город и страну на международном рынке и продолжит свое развитие. Ответ на новые вызовы зависит от синергии государства, ученых, технологических компаний, университетов, и, конечно, студентов. Предстоит интересная совместная работа!», – отметил он.

Директор Ассоциации «Искусственный интеллект в промышленности» Тимур Супатаев отметил, что существует несколько школ AI. Одни говорят, что AI перегонит возможности человеческого мозга, другие – что он будет существовать в симбиозе с человеком.

«Мне ближе вторая школа. AI полностью не заменит человека – развитие будет происходить в виде симбиоза», – заявил он.

Руководитель направления разработки цифровых образовательных продуктов Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Антон Михеев обратил внимание на то, что в компаниях высок запрос сотрудников на креатив, обучение творчеству, развитие критического мышления. В направлениях, где нужны эмпатия и человеческий подход, AI не способен заменить человека. При этом, добавил Антон Михеев, в IT знания меняются очень быстро, как и требования к навыкам. В этом людям может помочь искусственный интеллект.

Контроль сферы новых технологий – острый вопрос для технологически продвинутых стран и городов. По мнению вице-губернатора Санкт-Петербурга Станислава Казарина, для государства сегодня возникает огромное пространство для регулирования сферы искусственного интеллекта.

«Стратегия цифровой трансформации Санкт-Петербурга пронизана необходимостью внедрения ИИ в разные области развития. Так, к 2030 году динамическая модель управления транспортом в городе может быть решена – в мире аналогов такого нет. В сфере работы МФЦ и оказания госуслуг мы также переходим к проактивному подходу. Это не только накопление данных, но и понимание, как меняется статус человека. Для принятия управленческих решений нам нужны правильные выводы на основе актуальных данных, у государства возникает огромное пространство для регулирования этой сферы. Сфера искусственного интеллекта требует высокопрофессиональных кадров. Прошедший чемпионат, уверен, привлечет внимание молодых людей, и, надеюсь, в следующем году число его участников увеличится, а само мероприятие приобретет статус международного», – заявил он.

Эксперты отметили существование огромного дефицита специалистов по AI в России, необходимость усиления позиций вузов, важность сотрудничества всех участников процесса, включая заказчиков, разработчиков и представителей образовательных структур, потребность в принятии и распространении общих правил развития AI. Так, в 2019 году, согласно Указу Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в РФ», была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. В 2021 году был подписан «Кодекс этики искусственного интеллекта».

Участники дискуссии пришли к выводу, что развитие AI создает много новых открытых вопросов, решать которые предстоит в том числе представителям молодого поколения – нынешним студентам и школьникам. Модератором форсайт-сессии выступил известный петербургский тележурналист Роман Герасимов.

«SPb AI Champ’21» состоялся впервые и собрал более 4000 участников из России и стран СНГ. Состязание среди студентов и школьников с базовыми навыками программирования организовал Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича.

Информация о результатах состязаний представлена в отдельном материале.

1  /  3
 
 
 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK