Супергерои микромира

Вы все еще гордитесь своим терпением и выносливостью? Тогда знакомьтесь с тихоходкой, или маленьким водяным медведем – образцом неприхотливости и одним из самых живучих существ на Земле.
Супергерои микромира

Тихоходке одинаково уютно в океанских глубинах, на вершинах гор и во льдах Антарктиды. Она живет повсеместно, потому что выносит практически все (проверено учеными):

– температуры от –272,8°C (почти абсолютный ноль!) до +150°C;

– излучение в 570 000 рентген – это примерно в 100 раз сильнее смертельной человеческой дозы;

– давление 6000 атмосфер (почти в 6 раз больше, чем давление в Марианской впадине).

Выполняя задания на выносливость, тихоходка побывала даже в космосе. Группа ученых из Университета Кристианстада (Швеция) провела эксперимент над двумя видами: Richtersius coronifer и Milnesium. Разделив животных (120 особей) на три группы, они отправили их на беспилотном аппарате «Фотон-М3» на орбиту.

Первая группа находилась в вакууме, но от жесткого солнечного излучения ее ограждал специальный экран. Вторая разделилась на две части: одной половине достался ультрафиолет А с длиной волны 315–400 нм, а второй – ультрафиолет В, 280–315 нм. Третья же группа ощутила на себе все «радости» нахождения в космосе.

Через 10 суток, вернувшись на Землю, тихоходки первой группы и большинство из второй вышли из «высушенного» состояния и стали размножаться. А вот из третьей группы выжила только небольшая часть вида Milnesium. Все-таки воздействие всего спектра солнечного излучения, вакуум и низкие температуры одновременно – это чересчур даже для них.

И все равно выносливость «мишек» обескураживает: у любого другого организма жесткий ультрафиолет вызывает несовместимые с жизнью повреждения ДНК.

У тихоходок 4-сегментное полуппрозрачное тело длиной 0,1-1,2 мм и 4 пары лап с коготками, а во рту – пару стилетов, которыми они прокалывают пищу (в основном клетки водорослей и мхов, в которых живет большинство из них). Дышит тихоходка кожей.

Известно, что тихоходки  существовали на Земле еще в середине Кембрийского периода, полмиллиарда лет тому назад. Открыл их в 1773 году немецкий пастор И.А. Геце, который изучал низших животных. А в 1776 году итальянский аббат Л. Спаланцани обнаружил их главное свойство – способность к ангидробиозу. Это одна из форм анабиоза, при которой организм «самовысушивается», избавляясь от 95% воды. Обмен веществ в таком состоянии останавливается, и живые существа переносят самые экстремальные условия. Когда условия хотя бы на 15 минут становятся благоприятными, тихоходки оживают.

Расшифровка механизма ангидробиоза – это и есть главная цель в изучении тихоходок. Во-первых, такие знания можно применять в разработке «сухих вакцин»: в них вода заменяется трегалозой (углевод из группы дисахаридов), получившийся порошок можно не охлаждать, и срок годности у него намного больше, чем у жидкой вакцины. Значит, они могут быть доставлены без использования холодильников в самые дальние развивающиеся страны.

Во-вторых, расшифровка свойств тихоходки может преобразить трансплантологию. Заветная мечта врачей — научиться сохранять донорские органы на протяжении нескольких месяцев, а то и лет. Замерзание/оттаивание обычно повреждает клетки. Но тихоходки намекают: можно оставаться живым, высушиваясь.