я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Русские правды

Слово «суд» в российской истории впервые упоминается в Уставе князя Владимира Святославовича «О десятинах…» X века. Правосудие Древней Руси отличалось жестокостью и сумбурностью законов. Разрешалось законно мстить обидчику или разорять его дом. Со временем суд стал гуманнее и справедливее, но откаты в суровое прошлое случались и позже. Разбираемся, как работало российское право – от Киевской Руси до Большого террора.
Русские правды
Суд во времена Русской Правды, Иван Билибин, 1907, wikiart.org

Договоры с Византией

История русского права начинается в далеком городе на берегу Босфора – в Царьграде (Константинополь). Просвещенная Византия пользовалась целым комплексом законов и сводов, но с военной точки зрения ко времени основания Киевской Руси была уже не так успешна, как на пике своего могущества. В 907 году князь Олег прибил щит на врата Царьграда – поход довольно подробно описан в «Повести временных лет»: «В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; <…> И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать». Воевал князь Олег кровожадно и безжалостно, но потом сел с врагами за стол переговоров. Тут все и началось.

Тексты договоров Руси с Византией считаются самыми ранними известными нам памятниками русского права. Их заключили в 911 (договор, скорее всего, подписан как итог «столкновения» 907 года), 944 (с князем Игорем) и 971 годах (с князем Святославом). Тексты, по большей части, рассматривали взаимоотношения двух государств. Вот некоторые из пунктов: «Если кто убьет, – русский христианина, или христианин русского, – да умрет на месте убийства», «Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и станет помогать сохранить ладью с грузом ее и отправить ее вновь в христианскую землю, то следует нам проводить ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное».

Ярослав Мудрый. interesnyefakty.org

Есть и необычные, почти современные пункты – об экстрадиции преступника на родину и о «смене гражданства» («те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать»). Никакого формального закона на Руси в те времена еще не существовало, только обычаи и устные договоренности славян. Полноценный свод появился, когда киевский престол занял князь Ярослав Мудрый. При нем подготовили документ, названный Русской Правдой.

Судебная власть в средневековой Руси была не только монархической, но и республиканской. Примером последней может быть Новгород. В 1136 году в городе произошло восстание, которое окончательно утвердило вече в качестве верховного судебного и управленческого органа. Все вопросы решались коллективно. Князь приглашался только на пост военачальника, судебной властью его не наделяли. Суд осуществляли на вече, причем судить могли не только обычных горожан, но и князей.

Русская Правда

Русская Правда опиралась на обычаи, судебную практику князей и византийский Номоканон (сборник церковных и императорских указов). Она дошла до нас в нескольких вариациях: Краткая Правда (X–XI вв.), Пространная Правда (XI–XV) и Сокращенная Правда (XV), которые различаются объемом и положениями – их модернизировали с каждым новым правителем. Еще в первом варианте прописан суд – его проводил князь вместе со своей администрацией: тиунами, писцами и вирниками. Тиуны, слуги князя, решали, «право или не право», вирники собирали виру – штрафы, а князь принимал окончательное решение.

Судебный процесс проходил так: сначала публично (на рынке, например) объявлялось о преступлении – допустим, «Иван украл у меня овцу». Ивану, предполагаемому похитителю, давали три дня, чтобы вернуть украденное. Если этого не происходило, начинался «свод», очная ставка сторон. На ней пытались определить всю цепочку владельцев предмета – до последнего законного. В числе доказательств были показания свидетелей, принимали на веру и слова «послухов» – добрых людей, которые «что-то где-то слышали». Третья стадия – гонение следа, поиск преступника. Искать могли не только потерпевшие, но и все добровольцы. Виноватым назначалась система штрафов в зависимости от тяжести преступления – вира или урок (плата за кражу) в пользу князя и/или потерпевших. Разрешенной оставалась кровная месть – ее могли «сотворить» ближайшие родственники. Происхождение виновного не имело значения, «русин здесь приравнивался к изгою». Высшей мерой наказания по Русской Правде считались «поток и разграбление» – лишение имущества и выдача преступника с семьей в рабство. Они применялись только за самые тяжкие преступления – убийство, поджог и конокрадство.

Два важных памятника русского права – Псковская и Новгородская судные грамоты. Обе опирались на Русскую Правду, но дополняли ее с учетом местной специфики. Так, Псковская грамота, например, учитывала демократический характер Псковской боярской республики и касалась договоров с купцами и ремесленниками – жители северо-западной Руси активно участвовали в торговле.

Судебники

Созданный в 1497 году Судебник стал одной из отправных точек формирования государственности в России. Подобного единого кодекса не существовало на тот момент ни в Англии, ни во Франции. Иван III, придя к власти, поручил своему ближайшему окружению организовать процесс суда: «Лета 7006 месяца септемврия уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры о суде, как судити бояром и окольничим» (предисловие к Судебнику 1497 года). Историк Серафим Юшков писал: «Судебник был не только простой сводкой старого материала. Он был сборником, в котором уже с достаточной определенностью были провозглашены новые правовые принципы в Московском государстве». Документ определял размер судебных пошлин – за судебный поединок, за грамоты, за земли.

При Иване IV из членов Боярской думы начали формироваться комиссии, которые выполняли разнообразные функции: комиссия Ответная вела переговоры, Уложенная работала над новым уложением, Судная и Расправная – проводили суды и преследования. Расправная комиссия впоследствии приобрела статус постоянно действующего судебного органа.

Судебник Ивана Грозного, созданный в 1550 году, ограничил власть наместников и запретил несправедливый суд вместе со взяточничеством. Он приказал записывать все этапы судебных дел в двух экземплярах и ввел понятие судебных издержек – двойной или тройной компенсации потраченного в суде.

29 января 1649 года Земский собор утвердил Соборное уложение – наиболее полный и проработанный для своего времени свод законов. Царь Алексей Михайлович велел списать его «слово в слово» в книги, а книги – разослать на места. Вероятно, число экземпляров Соборного уложения превышало тысячу.

Роль правителя

При Петре I усилилась роль царя в судебном процессе. Он мог в качестве верховного судьи рассматривать любые дела и по собственной воле казнить и миловать. Так, например, Петр I одним только устным приказом приговорил к смерти стрельцов, поднявших восстание 1698–1699 годов. Иногда Петр перепоручал суд избранным приближенным, а потом создал для этого Правительствующий сенат. С 1711 года он стал высшим судебным органом. Кроме сената, Петр организовал юстиц-коллегию (высший апелляционный суд по уголовным и гражданским делам) и гофгерихты (органы первой инстанции в некоторых городах России).

В 1718 году Петр I поручил специально созданной судебной коллегии рассматривать дело о царевиче Алексее, вокруг которого сосредоточились оппозиционные силы. Под пытками в Петропавловской крепости Алексей признался в заговоре и назвал имена сообщников. В июне 1718 года наследника приговорили к смертной казни.

В правление Екатерины II начал действовать Верховный уголовный суд. Его формировали из представителей сената, синода и доверенных лиц государя. Впервые суд собрался по делу подпоручика Василия Мировича, который попытался освободить из Шлиссельбургской крепости бывшего императора Иоанна Антоновича. Верховный уголовный суд приговорил Мировича к четвертованию (Екатерина II смилостивилась и заменила его обезглавливанием).

Второй раз Верховный уголовный суд собрали для суда над участниками Чумного бунта в Москве (1771 год). Восстание началось 15 сентября, формально – из-за того, что московский архиепископ, стремясь избежать скопления людей, запретил народный молебен у иконы Божьей матери над воротами Кремля. В городе от чумы умирало больше тысячи человек за сутки. Бунт подавили только через три дня, когда мятежники успели разгромить несколько монастырей, карантинные заставы и дома знати. Более 300 участников дошли до суда, 173 были биты кнутом и отправлены на каторгу, четверо повешены. Екатерина II «наказала» даже колокол, в который ударили в знак начала бунта, – ему удалили «язык».

Император Александр I Указом «О правах и обязанностях сената» от 8 сентября 1802 года закрепил за сенатом роль главного суда империи: «Сенат есть верховное место в Империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он, как хранитель законов, печется о повсеместном наблюдении правосудия».

Правда и милость в судах

В 1832 году граф Михаил Сперанский завершил работу над Сводом законов Российской империи. Сперанский существенно «почистил» законодательство – убрал повторы, устаревшие формулировки, систематизировал законы не по хронологии, а по отраслям. Его свод состоял из 42 тыс. статей, объединенных в восемь разрядов и 15 томов. Каждую статью дополнял комментарий, который подсказывал, как толковать тот или иной пункт.

В 1826 году, в четвертый раз в истории страны, по приказу Николая I был собран Верховный уголовный суд – для участников восстания на Сенатской площади. Суд заседал две недели, обвиняли 121 человека. Сперанского тоже пригласили – вероятно, Николай I желал узнать, как тот относится к декабристам. Еще до оглашения приговора император выбрал меру пресечения и способ казни для пятерых руководителей восстания. Пестеля, Рылеева, Муравьева-Апостола, Бестужева-Рюмина и Каховского приговорили к четвертованию, несмотря на то что смертная казнь в те времена уже практически не применялась. Позднее царь заменил меру пресечения на повешение.

В 1849 году на Семеновском плацу в Санкт-Петербурге вывели на казнь участников кружка петрашевцев. Осужденным прочли смертный приговор, надели на них предсмертные рубахи и привязали к столбам – все, как следовало при смертной казни… За тем лишь исключением, что заговорщиков к тому времени помиловали – церемонию проводили для запугивания. Об этом случае широко известно, потому что среди приговоренных и помилованных оказался писатель Федор Достоевский.

В Манифесте, опубликованном при вступлении на престол, Александр II записал: «Правда и милость да царствуют в судах». Именно его судебная реформа стала фундаментом для справедливого, равного и честного суда в стране. Из Указа императора, направленного сенату: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, и которое должно быть руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». Судебная реформа Александра Николаевича утвердила принцип гласности, несменяемость судей, коллегию присяжных, создание нотариата, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной. Суд оказался практически независим от воли государя и подчинялся теперь только букве и духу закона.

Советский суд

Одним из первых актов, принятых после Октябрьской революции Советом народных комиссаров, был Декрет о суде, упразднивший прошлую судебную систему. Трибуналы и суды в годы Гражданской войны выносили приговоры, руководствуясь только «революционным правосознанием». Так, например, был утвержден и проведен расстрел царской семьи. Позднее «по инициативе местных властей», до окончания суда, по политическим мотивам расстреляли Александра Колчака.

Во время Большого террора приговоры продолжили выносить без суда. Внесудебное рассмотрение дел велось Большими тройками НКВД, в них входили начальники управлений НКВД, местные партийные секретари и прокуроры. На «слушаньях» подозреваемого обычно заставляли признаться, никакого следствия не было, только приговор, чаще всего – по полностью сфабрикованному делу. Прокурорам по всей стране отправили телеграмму: «Ознакомьтесь в НКВД с оперативным приказом Ежова от 30 июля 1937 г. за номером 00447… Соблюдение процессуальных норм и предварительные санкции на арест не требуются».

Позднее, во времена «хрущевской оттепели», начал формироваться настоящий, а не липовый суд. В 1970 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов». В нем обозначили необходимость обеспечения судов квалифицированными кадрами. В 1978 году появилась новая Конституция РСФСР. В ней декларировались демократические принципы правосудия – например, право обжаловать превышение полномочий судом. В современной России суд считается независимым институтом, он разделен на несколько ветвей и инстанций. Согласно статье 46 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK