я могу и ты сможешь
дорога появляется под ногами идущего
Александр Сыропятов
Все записи
текст

Пермские студенты строят метро

Студентка 5 курса Пермского Политеха горно-нефтяного факультета Виталина Денисенко рассказала о своей стажировке на одном из предприятий «Московского Метростроя» этим летом.
Пермские студенты строят метро

Расскажи о своей специальности, по которой ты обучаешься в ВУЗе

Я учусь в ПНИПУ по специальности Горное дело, специализация Маркшейдерское дело, закончила 5 курс. Маркшейдерское дело – это отрасль знаний и техники, основным объектом которой является производство съёмок и различных измерений, с целью изображения на чертежах и разрезах горных выработок, геологических объектов и объектов территории горных отводов, а также использование результатов съемок и измерений для решения задач, возникающих при поиске и разведке месторождений, проектировании, строительстве, эксплуатации и консервации горных предприятий по добыче полезных ископаемых и строительстве подземных сооружений. Главной задачей маркшейдерской службы является рациональное пользование недрами, а также геолого-маркшейдерский контроль. В узком смысле маркшейдер – это «подземный» геодезист. Но на деле знания геодезии это лишь некоторая небольшая часть всего того, что должен знать и уметь горный инженер - маркшейдер. Специальность очень широкая, включает в себя много различных дисциплин, вот только некоторые из них: геология, подземная геотехнология, геодезия, маркшейдерия, геометрия недр, геомеханика, статистика, геоинформационные системы, маркшейдерское обеспечение нефтегазовых месторождений. Продолжительность обучения в ВУЗе составляет 5,5 лет.

Что такое горный отвод, для чего он нужен?

Горный отвод - это геометризованный блок недр, т.е. участок земной коры, который имеет геометрические параметры (глубину, длину, ширину) и своё пространственное положение. Проще говоря, это некоторое объёмное тело, которое находится в земной коре. Горный отвод дает исключительное право на пользование недрами, которое выдается на основании лицензии пользователю недр. То есть, организация, которая хочет, предположим, строить метро, должна получить лицензию на основании которой она получает горный отвод, в рамках которого ей разрешено вести работы по подземному строительству.

Как ты попала на практику в «Метрострой»?

Весной этого года решила узнать, можно ли вообще попасть на практику в «Мосметрострой», так как это интересный опыт и возможность расширить свои навыки по специальности, но среди студентов ходил такой слух, что в «Метрострой» берут студентов исключительно со столичных ВУЗов. Позвонила в несколько подрядных организаций компании: где-то не отвечали, где-то сказали, что практиканты не нужны, но в итоге дозвонилась до заместителя главного маркшейдера одной из организаций, рассказала о своем желании пройти практику – меня пригласили. Вообще, у нашей кафедры (Маркшейдерского дела, геодезии и геоинформационных систем) налажены широкие связи со многими организациями на предмет прохождения практики, т.е. кафедра ежегодно предоставляет много хороших мест. В том случае, когда студент сам находит место практики, ПНИПУ заключает двусторонний договор с предприятием, что и было сделано в моей ситуации.

Теперь, после практики, расскажи, как всё-таки строят метро?

Строительство метро – это сложный процесс ввиду многих обстоятельств: это и проблема расположения самих станций, и проблема проходки перегонных тоннелей в различных горно-геологических условиях и в условиях плотной городской застройки. В последнее время используется так называемый «Московский способ» строительства, когда станции строят открытым способом (копают котлован), а перегоны проходят тоннелепроходческими механизированными комплексами - подземным способом. Плюс такого способа – это меньшие затраты на строительство самой станции, так как не нужно строить шахту для её глубокого заложения – достаточно выкопать котлован, возвести конструкции и засыпать обратно. Но такой способ возможен исключительно в тех случаях, когда есть место (площадка) для строительства котлована. Например, в центре города такой возможности нет – плотная городская застройка и архитектурно-исторические объекты. В таком случае уходят глубоко под землю. Перегонные тоннели почти всегда строят подземным способом – копать протяженные котлованы в городе не представляется возможным. Для этого строят небольшой котлован (монтажную камеру), монтируют в нем проходческий щит, после чего он начинает свое движение под землей одновременно «нарезая» породу и монтируя конструкцию тоннеля (обделку).

Чем занимаются маркшейдеры при строительстве метро?

Основные работы – вынос в натуру и соблюдение основных геометрических элементов строительства, габаритов, а также сопровождение проходческих работ под землей. Например, чтобы щит вышел в определенное место его нужно направлять и корректировать под землей. Аналогично и с наклонными тоннелями, в которых потом, например, монтируют эскалаторы. Отдельный вид работ – это маркшейдерское сопровождение устройства верхнего строения пути в тоннелях. Пути нужно смонтировать так, чтобы состав с вагонами ехал плавно и не задевал тоннельную обделку. Кроме этого, маркшейдеры  выполняют геомеханический мониторинг объектов на поверхности, которые находятся в зоне влияния горных работ, чтобы основные конструкции этих объектов сохраняли свою несущую способность, включая основание под ними. Вообще, перед началом любого подземного строительства вначале прогнозируют возможные деформации массива пород и объектов, находящихся на поверхности с учетом мульды оседаний. И только в том случае, если прогнозируемые деформации не превышают предельно допустимых на основании нормативных документов, начинают горно-строительные работы. Все эти виды работ выполняет горный инженер-маркшейдер.

Твои впечатления и мысли о пройденной практике? Можешь ли ты посоветовать «Метрострой» своим сокурсникам?

Эта стажировка была очень полезной и интересной по нескольким причинам. Во-первых, я получила очень полезный опыт в маркшейдерском обеспечении строительства метрополитенов. Хочу сказать, что устройство и специфика работ сильно отличается, к примеру, от рудника по добыче калия – начиная от структуры маркшейдерской службы и заканчивая отчётной документацией. Во-вторых, это новые полезные знакомства и просто дружеские отношения. В «Метрострое» много молодежи, особенно среди маркшейдеров, много практикантов из Москвы. Поэтому для тех, кто хочет узнавать новое о своей специальности, а также не боится поехать в другой регион, очень рекомендую.

Общество

Машины и Механизмы
Всего 2 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

Актуальное
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Новиков Александр Иванович, персональный сайт
OK OK OK OK OK OK OK