Курс на Вест-Индию: история открытия и колонизации Нового Света


Заселение Америки
На территории нынешних Соединенных Штатов человек появился примерно 15–20 тыс. лет назад, в конце ледникового периода. Теория сухопутного моста (ее почти единогласно поддерживают как археологи, так и генетики) предполагает, что первые люди прибыли в Америку пешком по временному сухопутному перешейку через современный Берингов пролив. Такой «мост» соединял Восточную Сибирь с Аляской на протяжении примерно 5000 лет. Вероятно, переселенцы древности пересекли неприступный, почти безжизненный ландшафт и отправились в неизвестный мир, двигаясь за стадами животных. Мы не знаем, что их мотивировало. Но главный вопрос археологии – не «зачем», а «когда».
Тысячи находок по всей Северной Америке указывают на общую археологическую культуру – сейчас ее называют культурой Кловис (названа так в честь определенного типа наконечника копья, впервые найденного в Кловисе, штат Нью-Мексико, в 1933 году).
Наконечники копий культуры Кловис. Фото: Tim Evanson, flickr.com
Наконечниками Кловис активно пользовались 12 000 лет назад, поэтому археологические свидетельства в подавляющем большинстве подтверждают первоначальное прибытие человека около 13 000 лет назад. Долгое время эта цифра всех безоговорочно устраивала. Но затем был исследован археологический памятник Монте-Верде в Чили. В тысячах километров к югу от переправы через Берингов мост археологи обнаружили доказательства человеческого поселения, датируемого 14 800 лет назад – то есть до Кловиса. Позднее появилось еще больше докловисских памятников: пещеры Пейсли в Орегоне (14 400 лет назад), стоянка Дебры Л. Фридкин в Техасе (15 500 лет назад) и Куперс-Ферри на западе Айдахо (16 000 лет назад). Эти открытия противоречат теории сухопутного моста. Проблема в том, что «коридор» между ледниковыми щитами до Кловиса должен был быть закрыт – как раз из-за оледенения.
Вторая теория предполагает, что люди достигли Америки на лодках –– они пересекли Берингов мост пешком, а затем использовали простые лодки, чтобы обойти ледники и добраться вниз по западному побережью Северной и Южной Америк.
Возможные пути миграции первых переселенцев. Иллюстрация: La Tigre, theatlantic.com
Третья, совсем уж экстравагантная теория, – ее поддерживает Брюс Брэдли, профессор археологии в Университете Эксетера, – и вовсе подразумевает, что примерно 23 000–18 000 лет назад древние люди, жившие на территории современной Франции и Испании, поехали покорять Америку, расширяя свою зону охоты. Речь идет о солютрейской культуре – ее представители создали характерный и сложный набор инструментов из каменных лезвий, копьеметалок и гарпунов. Однако не слишком понятно, как им удалось преодолеть Атлантический океан – задача, с которой плохо справлялись даже в XX веке («Титаник», например, потерпел крушение в 1912 году). В любом случае, когда мореплаватель Колумб достиг берегов Нового Света, они были обитаемы. Он ошибочно считал, что открывает Индию, поэтому и местных назвал индейцами.
Колумб уходит в плавание
В 1453 году падение Константинополя спровоцировало цепочку событий, заставивших европейцев в конце концов взглянуть на другую сторону мира. Византийская империя пала, а пришедшая на ее место Османская империя закрыла для Запада прибыльные сухопутные торговые пути в Азию. Потеря привычных маршрутов побудила западноевропейских монархов искать альтернативные варианты торговли. Генуэзский моряк на службе испанской короны Христофор Колумб отправился открывать обходной путь в Индию. 12 октября 1492 года он подошел к неизвестным островам, которые посчитал Индией, – это были Багамские острова, а за ними лежала неизвестная доселе земля. Флорентийский картограф Америго Веспуччи назвал континент Новым Светом. А в честь самого Веспуччи его стали называть Америкой.
Высадка Христофора Колумба на остров Эспаньола. Иллюстрация: P. B. Bouttats, Gallery Collection/Corbis smithsonianmag.com
В своих отчетах Колумб активно преувеличивал количество золота в «Индии». Эти заявления, наряду с привезенными им рабами, убедили монархию финансировать второе путешествие. Колумб совершил первое путешествие на трех кораблях. Он вернулся в 1493 году во главе 17 кораблей, полных колонистов, солдат, священников и больших мастифов, чтобы запугать местных жителей. Колумб, согласно соглашению с Фердинандом и Изабеллой, стал губернатором новой колонии и установил в ней систему энкомьенда, в соответствии с которой испанские поселенцы разметили значительный участок земли и предложили коренным американцам защиту, в первую очередь от них самих, в обмен на труд.
Молва о подвигах Колумба быстро распространилась, положив начало западноевропейскому исследованию, завоеванию и колонизации Америки. Испанские исследователи, завоеватели и поселенцы стремились к материальному богатству, престижу и распространению христианства – в Америку ехали под лозунгом «золото, слава и Бог». Испанцы оправдывали свои притязания на Новый Свет идеалами христианской Реконкисты Пиренейского полуострова, завершенной в 1492 году. Военное завоевание с целью включения коренных народов в христианский мир считалось «духовным завоеванием». В 1493 году Папа Александр VI, первый испанец, ставший Папой, издал ряд папских булл, которые подтверждали испанские притязания на недавно открытые земли.
После окончательной Реконкисты Иберии в 1494 году Папа Римский, королевства Кастилия и Арагон (в личной унии с другими королевствами Испании) и Португалия ратифицировали Тордесильясский договор. Португалия и Испания согласились разделить Землю на две части, при этом Португалия получила господство над нехристианскими землями в восточной половине мира, а Испания – над землями в западной половине. Испанские претензии, по сути, включали все Америки; Тордесильясский договор предоставил Португалии только восточную оконечность Южной Америки, где она основала Бразилию в начале 1500-х годов.
Линия (красная вертикальная) Тордесильясского договора, 1494 г. Иллюстрация: Antonio de Herrera y Tordesillas, Library of Congress, education.nationalgeographic.org
Геноцид коренных народов
После открытия Нового Света начался так называемый Колумбов обмен – обмен растениями, грибами и болезнями между двумя частями света. И если для европейцев с устойчивым иммунитетом болезни Америки практически не представляли опасности, то с «европейскими» болезнями дело обстояло иначе. После контакта с европейцами коренное население Америки сократилось примерно на 80 % – с 50 миллионов в 1492 году до 8 миллионов в 1650 году. По большей части, как раз из-за болезней Старого Света, занесенных в Новый. Оспа была особенно разрушительной, поскольку могла передаваться через прикосновения. Кроме того, европейский колониализм нарушил жизнь коренных общин и нанес ущерб их ресурсам, сделав местных более уязвимыми для патогенов. Колонизация навязывала коренному населению принудительный труд, выселяла с родных земель. Многие современные исследователи считают, что колонизация Америки была первым крупномасштабным актом геноцида в современную эпоху. Известны случаи, когда европейцы сознательно дарили индейцам зараженные вещи – так, например, во время осады форта Питт торговый агент Уильям Трен передал индейцам зараженные одеяла, о чем сделал соответствующую запись в журнале: «…мы дали им два одеяла и два шарфа из нашего оспяного госпиталя. Я надеюсь, это даст желаемый эффект».
Колонисты вручают индейцам одеяла, зараженные оспой. Иллюстрация: Terry R. Peters, umass.edu
Испанские конкистадоры зачитывали коренным народам на испанском языке прокламацию, в которой говорилось, что коренные народы теперь являются подданными испанской короны и будут наказаны, если станут сопротивляться. Нужно отметить, что испанская корона пыталась не допускать злодеяний. В 1542 году, не в силах контролировать исполнение традиционных законов за рубежом, она предоставила коренным американцам особую защиту, которой не было даже у испанцев, например, запрет на порабощение их в случае преступления или войны. Эти дополнительные меры защиты были попыткой избежать распространения рабства. Однако запрет не остановил поколения решительных конкистадоров и колонистов от захвата коренных жителей в планетарном масштабе. Тот факт, что рабство должно было осуществляться тайно, лишь сделал его еще более коварным. Обнаружив, что у местных нет иммунитета к европейским болезням и они быстро умирают, а также что они не способны переносить тяжелый ручной труд, колонисты начали импортировать рабов из Западной Африки.
Колумб обещал Фердинанду и Изабелле богатства Нового Света, но не доставил их, и поэтому на поиски были отправлены другие. Испанское завоевание империи ацтеков (1519–1521) возглавил конкистадор Эрнан Кортес. Оно стало возможным благодаря союзу коренных народов с врагами ацтеков и мобилизации тысяч воинов против ацтеков по их собственным политическим причинам. Столица ацтеков, Теночтитлан, стала Мехико, главным городом «Новой Испании». Более 240 000 ацтеков погибли во время осады Теночтитлана, 100 000 – в бою. Потери же среди испанцев составляли примерно 500–1000 человек.
Последние дни Теночтитлана. Завоевание Мексики. Иллюстрация: William de Leftwich Dodg, commons.wikimedia.org
Эрнан Кортес отправил своего командира Педро де Альварадо (1485–1541) покорить майя на севере в 1523 году; миссия, которую не смог выполнить предыдущий конкистадор Кордова и которая не была завершена до 1697 года – тогда конкистадор Мартин де Урсуа (1653–1715) подавил последнее сопротивление майя. Его считали «гуманным»: де Урсуа «без пролития крови» захватил столицу майя, а заодно уничтожил все образцы культуры этого народа – их храмы, дворцы, рукописи, статуи богов.
К тому времени культуры юкатекских майя и майя-киче уже были уничтожены или загнаны в подполье. Книги и иконы майя Юкатана сжег в Мани в 1562 году епископ Диего де Ланда. Священная книга киче, Пополь-Вух, написанная около 1554–1558 годов, в начале утверждает, что пишется в тайне, чтобы сохранить то, что уже было уничтожено испанскими завоевателями. В районе современной Венесуэлы испанский конкистадор Франсиско Писарро завоевал инков в 1532 году. Последнее их сопротивление подавили к 1572 году. После того, как коренные жители были убиты, проданы в рабство или иным образом выселены, испанские колонисты обосновались на их землях.
В ранний период исследований, завоеваний и заселения заморские владения, на которые претендовала Испания, лишь в некоторой степени контролировались короной. С завоеваниями ацтеков и инков Новый Свет привлек более пристальное внимание монархии. И в Мексике, и в Перу было густое, иерархически организованное коренное население, которое следовало объединить и которым можно было управлять. Но еще важнее, что и в Мексике, и в Перу были крупные месторождения серебра, которые стали экономическим двигателем испанской империи. Корона создала вице-королевство Новая Испания и вице-королевство Перу, чтобы ужесточить контроль над богатыми землями.
Процесс колонизации развивался довольно быстро. По мере того как прибывало все больше европейцев, им требовалось все больше земли, что вынуждало коренных американцев переселяться в резервации, поскольку иммигранты расширяли свои поселения. Европейские монархии активно включились в американскую гонку. Богатство, полученное Испанией от своих колоний, а также порабощение и продажа коренных народов побудили Англию установить свое собственное присутствие в Новом Свете. Первые две колонии потерпели неудачу, но третья, Джеймстаун, основанная в Вирджинии в 1607 году, преуспела. За ней последовала колония Плимут, основанная в 1620 году в Массачусетсе. Франко-индейская война (1754–1763) привела к значительным переменам и английскому контролю над всем восточным побережьем современных Соединенных Штатов.
Части современной Канады были объявлены Францией после ее исследования флорентийским моряком и исследователем Джованни да Верраццано (нанес на карту все восточное побережье Северной Америки) в 1524 году, что привело к основанию колонии Новая Франция в 1534 году. Голландская Республика основала колонию Новые Нидерланды в Северной Америке (современный регион штатов Коннектикут, Делавэр, Нью-Джерси, Нью-Йорк и прилегающие окрестности) в 1614 году, а Швеция основала Новую Швецию на части современного Делавэра к 1638 году.
Историю завоевания и колонизации Америки позже написали победители. Они представили свои усилия в благородном свете – говорили о том, что приносили цивилизацию, обращали коренные народы в христианство, дарили им культуру и лекарства. В современную эпоху этот нарратив многократно оспаривался.
После Соединенных Штатов
После того как тринадцать британских колоний восстали против Великобритании и основали Соединенные Штаты, президент Джордж Вашингтон и военный министр Генри Нокс задумали идею «цивилизации» коренных американцев в рамках подготовки к их ассимиляции в качестве граждан США. Ассимиляция, добровольная или принудительная, последовательно поддерживалась и последующими американскими администрациями.
В 1830 году Конгресс США принял Закон о переселении индейцев, уполномочив федеральное правительство переселять коренных американцев с их родных земель в пределах устоявшихся штатов на земли к западу от реки Миссисипи. Это привело к тому, что можно было назвать этнической чисткой или геноцидом многих племен, которые подвергались жестоким принудительным переселениям. Самое печально известное из них стало называться Дорогой слез.
«Тропа слез». Иллюстрация: Robert Lindneu, americanindian.si.edu
В 1851 году в США создали систему индейских резерваций, заставившую коренных жителей жить на закрепленных участках земли. Коренным жителям больше не разрешалось охотиться или покидать резервацию без разрешения. Им определяли строгую систему пайков – многие страдали от недоедания. В резервациях не хватало природных ресурсов и плодородной почвы для сельскохозяйственных угодий, что мешало племенным народам обеспечивать себя. На коренных жителей оказывали давление, чтобы они приняли христианство.
Правительство также предприняло шаги для отчуждения семей и активного уничтожения культуры коренных народов. Школы-интернаты для коренных американцев были основаны в конце 1800-х годов правительством Соединенных Штатов и христианскими миссионерами. Инициатива, лежащая в основе девиза «Убей в ребенке индейца, спаси человека», заставила несколько поколений учеников посещать сотни школ-интернатов по всей территории Соединенных Штатов. Школы-интернаты походили на военные учебные заведения. Они всеми силами стремились «американизировать» детей коренных народов. Как правило, детей в возрасте от четырех лет насильно разлучали с семьями. Им запрещали говорить на коренных языках или носить традиционную одежду. Их заставляли менять имена на «христианские» и стричь длинные волосы.
Начиная с конца 1800-х годов детей коренных народов забирали из их семей и общин и помещали в приемные семьи к некоренным жителям. К концу 1970-х годов 25–35 % всех детей коренных народов были изъяты у родителей и общин, и из них 85 % имели желающих и способных родственников, которые могли бы заботиться о них. Даже сегодня детей коренных народов помещают в приемные семьи в 2,7 раза чаще, чем некоренное население. Только в Южной Дакоте, например, вероятность помещения ребенка коренных народов в приемные семьи в 11 раз выше, чем вероятность помещения ребенка белых народов в приемные семьи.
Коренные народы Америки продолжали вооруженные конфликты с США на протяжении всего XIX века. Выражая антииндейские настроения на фронтире, Теодор Рузвельт говорил в лекции 1886 года: «Я не зайду так далеко, чтобы сказать, что хороший индеец – мертвый индеец, но я думаю, что в девяти случаях из десяти так оно и есть».
Одним из последних и самых заметных событий во время индейских войн была резня в Вундед-Ни в 1890 году. В годы, предшествовавшие ей, правительство США продолжало захватывать земли лакота. Ритуал танца духов в резервации северных лакота в Вундед-Ни привел к попытке армии США подчинить племя. Танец был частью религиозного движения, основанного духовным лидером северных пайютов Вовокой, который рассказывал о возвращении Мессии и обещал, что, если они будут жить праведной жизнью и исполнять танец духов должным образом, европейские американские колонисты исчезнут, бизоны вернутся, а живые и мертвые воссоединятся в райском мире. 29 декабря в Вундед-Ни раздались выстрелы, и американские солдаты убили до 300 индейцев, в основном стариков, женщин и детей.
Танец духов. Иллюстрация: U.S. National Archives, broadview.org

Сегодня в США проживает более пяти миллионов коренных американцев, около 80 % из которых живут за пределами резерваций. По состоянию на 2020 год штатами с самым высоким процентом коренных американцев являются Аляска, Оклахома, Аризона, Калифорния, Нью-Мексико и Техас. Коренные американцы добились большего контроля над племенными землями и ресурсами, хотя многие общины продолжают бороться с наследием переселений и экономическими проблемами. Кроме того, многие индейцы переезжают в города, как того и желало правительство Соединенных Штатов, окончательно запутываясь в собственной культурной и национальной идентичности.
Общество
Яна Титоренко