Звезды ближе, чем вы думали

Астрофизикам удалось измерить точное расстояние между Землей и Бетельгейзе. «Пульсирующая» звезда, которая примерно в 15 раз тяжелее нашего Солнца, оказалась ближе, чем предполагалось ранее. Однако, по мнению ученых, причин для беспокойства нет.
Звезды ближе, чем вы думали

Бетельгейзе – одна из самых ярких и больших звезд, входящая в созвездие Ориона. Ученые называют ее красным сверхгигантом: это означает, что небесное тело находится на последней стадии звездной эволюции, на которой «престарелая» звезда может резко начать расширяться и сбрасывать вещество внешних оболочек в открытый космос.

Астрофизики внимательно наблюдают за процессами, происходящими на Бетельгейзе, с помощью коронографа SMEI, установленного на спутнике «Кориолис». Прибор фиксирует излучения, которые вырабатывают или отражают объекты вокруг звезды. Эти данные, а также скорость вращения, периодические колебания в яркости и некоторые другие параметры ученые использовали для того, чтобы уточнить размеры и расстояние до Бетельгейзе. Оказалось, что предыдущие расчеты были сильно завышены.

«Размеры Бетельгейзе всегда были загадкой. Согласно прежним оценкам, ее радиус примерно равен расстоянию между Солнцем и Юпитером. Мы выяснили, что он примерно на треть меньше – 750 радиусов Солнца. То есть Бетельгейзе находится всего в 530 световых годах от нас», – рассказал астрофизик из Обсерватории Конкоя (Венгрия) Ласло Молнар. Результаты исследования ученые опубликовали в Astrophysical Journal.

Финальным этапом жизни Бетельгейзе станет ее превращение в сверхновую и взрыв, что произойдет примерно через 10-100 тысяч лет, но никакой угрозы для жизни на Земле Бетельгейзе по-прежнему не представляет. Более того, астрофизики надеются, что уточненные оценки расстояния между звездой и нашей планетой помогут ученым будущего изучить одно из самых высокоэнергетических событий во Вселенной с близкого, но безопасного расстояния.

Фото: Nasa