Запрет на продукты дикой природы: эффективно ли это?
Сейчас темой большинства заголовков так или иначе является заболевание COVID-19, возникшее на территории Китая. Примерно 43% населения (более 3,38 млрд человек) по всему миру затронула изоляция из-за распространения коронавирусной инфекции, по данным AFP. На данный момент источником вспышки считаются дикие животные, предположительно, подковоносые летучие мыши.
24 февраля высший законодательный орган Китая – Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей, полностью запретил потребление наземной живой природы в целях охраны здоровья населения. После вспышки зоонозной атипичной пневмонии в 2003 году в Китае было разработано несколько законов для управления и контроля за рынками с дикими животными. Однако расплывчатое определение «дикой природы» в нынешней политике приводит к путанице в праве и лазейкам в законодательстве. Современные законы охраняют различные виды наземной и водной флоры и фауны, которые являются редкими, полезными или экономически или научно ценными, но в них не проводится различия между популяциями, обитающими в неволе и в дикой природе.
Кроме того, полного запрета на потребление наземной дикой природы недостаточно для эффективной защиты здоровья населения от болезней, связанных с дикой природой. Доля дикой природы в отрасли сельского хозяйства Китая насчитывает около 6,3 миллиона задействованных в ней людей, при этом стоимость общей продукции составляет 18 миллиардов долларов. Сокращение деятельности данной индустрии в течение короткого периода времени было бы затруднительно. Во-первых, неизбежен конфликт между частными интересами и общественным здравоохранением. Во-вторых, неясно, что делать с дикими животными. Убивать их кажется бесчеловечным, а также может вызвать новые риски заболевания людей. Освобождение же их в неизвестных местах в условиях дикой природы может угрожать стабильности экосистемы. Кроме того, учитывая, что запрет на сельскохозяйственную деятельность в дикой природе поставит под угрозу экономический рост во многих регионах, применение нового закона будет сопряжено с трудностями.
Мясо диких животных считается в Китае деликатесом. Так, некоторые китайцы употребляют в пищу летучих мышей, змей, панголинов. Части животных используются в традиционной китайской медицине, которая также угрожает дикой природе. Чешуя панголина, змеиная желчь и фекалии летучих мышей являются незаменимыми составляющими китайских лекарств. Риски передачи заболеваний существуют в процессе охоты, хранения и транспортировки таких животных в медицинских целях, и эта деятельность будет продолжаться. Даже если запрет будет работать эффективно, индустрия традиционной медицины будет продолжать угрожать дикой природе.
Безусловно, без поддержки китайского правительства данный закон не будет работать в должной мере. Необходимо организовать финансовую поддержку и субсидии для помощи в преобразовании отрасли животноводства, а также для содействия отказу от производства средств традиционной китайской медицины. По мере внесения изменений правительство должно обеспечивать своевременную и прозрачную информацию, чтобы стимулировать участие общественности в реформировании системы защиты дикой природы.
Наука
Анастасия Рыскова