Второй ребенок в России получил один из самых дорогих препаратов в мире
Оперативное вмешательство по введению в головной мозг пациента микродоз лекарства второй раз провели нейрохирурги Российской детской клинической больницы Пироговского Университета (РДКБ).У девочки с рождения наблюдалось очень сильное отставание в психомоторном развитии, а по мере взросления появились эпилептические приступы. Для лечения тяжелых симптомов применялась разная терапия, но состояние ребенка ухудшалось.
Диагностический поиск занял около пяти лет. Окончательный диагноз девочки удалось установить в ходе генетических обследований — дефицит декарбоксилазы ароматических аминокислот. Это крайне редкое заболевание: из-за недостатка фермента нарушается выработка нейромедиаторов, что приводит к тяжелым симптомам — задержке развития, нарушениям в работе вегетативной нервной системы.
«Это был очень сложный период в жизни нашей семьи, терапия не помогала, эпилептические приступы становились чаще и интенсивнее, Варя не могла самостоятельно питаться. И только после постановки правильного диагноза появилась первая надежда на лучшее», — вспоминает Виктория, мама девочки.
Когда в 2024 году фонд «Круг добра» одобрил заявку семьи Вари на использование инновационного препарата «Эладокаген», она поступила под наблюдение специалистов отделения медицинской генетики РДКБ Пироговского Университета. Именно здесь в 2012 году впервые в России ребенку был установлен редчайший диагноз.
«Симптомы у пациентов варьируются в зависимости от тяжести заболевания, на что влияет время подбора подходящей терапии. При поступлении у Вари наблюдалась очень тяжелая задержка развития и длительное непроизвольное «закатывание глаз», ребенок не мог самостоятельно переворачиваться и держать голову» — объяснила Светлана Витальевна Михайлова, профессор, д.м.н., заведующая отделением медицинской генетики РДКБ Пироговского Университета.
Введение препарата состоялось в условиях операционной. Нейрохирурги РДКБ Пироговского Университета — единственные специалисты в мире, которые проводят такие вмешательства с использованием особой модификации нейронавигационной станции.
«Мы заранее смоделировали траектории доступа благодаря данным МРТ головного мозга и ввели препарат методом микроинфузий в строго определенные участки. Хочется отметить слаженность и четкость работы всей бригады — операция прошла в штатном режиме, с соблюдением протокола введения, и нам даже удалось сократить время вмешательства с пяти до четырех часов» — рассказал Дмитрий Александрович Рещиков, нейрохирург РДКБ Пироговского Университета.
По словам специалистов, согласно данным клинических исследований, терапия оказывает эффективное действие: после введения постепенно возобновляется синтез нейромедиаторов. Со временем врачи ожидают восстановления у девочки контроля над движениями и осознанной моторной активности.
Наука
Машины и Механизмы