ВИЧ поражает детский мозг даже при раннем лечении
Майкл Буавин, руководитель научно-исследовательской программы в области психиатрии Мичиганского университета, решил в ходе двухлетнего исследования выяснить, как именно ВИЧ влияет на неврологическое развитие детей. Для этого он оценил развитие мозга детей в возрасте от 5 до 11 лет в трех группах: у тех, кто был заражен ВИЧ внутриутробно и получал АРТ, у тех, кто был предрасположен к заражению, но был ВИЧ-отрицателен, и тех, кто не сталкивался с ВИЧ. Исследование проводилось в 4 странах Африки, расположенных южнее Сахары, где отмечается наивысший процент заражения детей.
В результате своей работы ученые обнаружили, что даже при раннем начале АРТ и хорошем медицинском уходе дети с ВИЧ имели значительные неврологические проблемы.
«У всех детей отмечалось отставание в развитии в сравнении со здоровыми сверстниками, – говорит Буавин. – Это отставание сохранялось на протяжении всех двух лет исследования».
Причем различие между здоровыми и зараженными ВИЧ детьми было особенно заметно в области планирования и рационального осмысления, и со временем оно только усиливалось.
«Для будущего детей, живущих с ВИЧ, это очень важные способности, именно они отвечают за то, будут ли дети в дальнейшем принимать необходимые лекарства, какие решения они будут принимать, смогут ли они воздержаться от рискованного поведения, например, раннего начала половых отношений», – комментирует Буавин.
Раннего лечения ВИЧ, начинающегося в возрасте 6 месяцев, вероятно, недостаточно для предотвращения нарушений развития мозга, несмотря на то, что оно помогает спасти детские жизни. Ученые считают, что начинать АРТ у ВИЧ-положительных детей необходимо еще раньше. В дальнейшем Буавин и его коллеги планируют разработать модель для оценки неврологического развития детей, чтобы помочь им адаптироваться в школе, семье и обществе в целом.
Фото: Pixabay
Наука
Екатерина Луконина