Вариативность естественного языка вызывает сложности у людей с дислексией
Как известно, одним из основных аспектов дислексии являются сложности восприятия и различения фонем. Естественная речь полна акустических вариаций и фонемы звучат совершенно по-разному в зависимости от множества факторов: контекста, в который помещено слово, интонации говорящего, а также личных особенностей говорящего. Для хорошего и с виду не требующего усилий понимания живой речи восприятие человека осуществляет большое количество процедур, направленных на распознавание и верное различение фонем.
Понимание нейронных механизмов дислексии поможет лучшей диагностике дислексии, а также выработке методов реабилитации для детей, у которых существуют проблемы с языковым развитием и нарушением способностей чтения.
Недавнее исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, заключалось в записи нейронной активности 18 человек, страдающих дислексией и 20 людей, не имеющих этого заболевания. Для записи нейронной активности ученые использовали электроэнцефалографию.
Участники, чья нейронная активность записывалась, слушали запись финской речи, проигрываемую на разных частотах. При этом слушающие могли находиться как в пассивном (не сосредоточенном на предмете) состоянии, так и в активном — когда слушателям необходимо было концентрироваться на услышанном и нажимать на специальную кнопку в те моменты, когда участник слышал изменения в звучании речи.
По результатам исследования ученые выявили, что, в отличие от людей, не заболевающих дислексией, люди с этим заболеванием менее точно воспринимали изменения, фонетические и акустические смещения речи, которую они слушали.
В дальнейшем ученые хотят применить результаты своего исследования в своем проекте DyslexiaBaby — длительном исследовании, предпринятом специалистами из университета Хельсинки, сосредоточенном на анализе развития речи и языка у детей с дислексией, а также у семей, члены которых имеют это заболевание.
Наука
Антон Тальский