Умение балансировать

Нарушение кислотно-щелочного баланса обвиняют во всех бедах мира. Согласно популярным ныне гипотезам, оно виновато и в ломкости костей, и в онкологических заболеваниях, и в мигренях, и в лишнем весе, и в инфекциях. Разрушаем эти ничем не подкрепленные и даже вредные мифы.
Умение балансировать
Иллюстрация: Ева Корчагина

Остеопороз

Один из основных грехов, в котором обвиняют диетическое закисление, – остеопороз, то есть снижение плотности костей и, как результат, частые переломы. Это звучит логично, потому что остеопороз – возрастное заболевание, а с возрастом почки хуже выводят кислоты, так что у пожилых людей pH крови немного ниже, чем у молодых.

Впервые гипотезу о том, что недостаток овощей и зелени, то есть «щелочных» продуктов, может вызывать вымывание минералов из костей, в 1968 году предложили Амнон Вошман (Amnon Washman) и Дэниел Берштейн (Daniel S. Bernstein) из Гарвардской медицинской школы. Они опирались на то, что, во-первых, кости – это депо гидроксиапатита Ca5(OH)(PO4)3: теоретически организм может его использовать, чтобы нейтрализовать избыток кислот, вытаскивая из костей HPO42– (компонент фосфатного буфера). Во-вторых, есть такое заболевание – почечная остеодистрофия, которая может возникнуть как осложнение хронической почечной недостаточности. Остеодистрофия – это не совсем остеопороз, она сопровождается в том числе некрозом костей, и в ее развитие явно включены какие-то гормональные факторы. Тем не менее, для своего времени эти наблюдения вполне резонно указывали на связь между pH крови и состоянием костей.

Костный гомеостаз, остеопроз

И гипотезе нашлись подтверждения. В экспериментах на мышах, проведенных в 2003 году Медицинским центром Университета Рочестера (США), было показано, что если их неделю кормить хлоридом аммония (NH4Cl), который в печени превращается в соляную кислоту, то их кости теряют фосфаты и карбонат кальция. Образцы костей – и мертвые, и еще сохраняющие активность живых клеток – значительно быстрее теряют минералы при pH 7,14, чем при pH 7,4. Кроме того, обнаружилось, что при pH 7,0 максимально возрастает активность остеокластов. Это клетки, работа которых – разбирать костную ткань, когда кость растет и нуждается в перестройке, или если организм страдает от нехватки кальция. А вот активность остеобластов, клеток-строителей кости, при pH 7,0, наоборот, минимальная.

Противники этой гипотезы возражали, что если бы кости использовались организмом как запас буферной системы, то люди с нарушением pH из-за почечной недостаточности уже через четыре года оставались бы вовсе без костей. Да и мыши, накачанные хлоридом аммония, и pH в районе 7 – это не то же самое, что чрезмерная любовь к колбасе. Чтобы утверждать связь диетического закисления с остеопорозом, нужно показать результаты на людях, причем на здоровых. И тут все стало сложнее. Краткосрочные исследования показали, что у здоровых людей при регулярном употреблении щелочной минеральной воды, бикарбоната или цитрата калия снижается присутствие в крови маркеров разрушения костей. В частности, С-концевого телопептида: этот пептид выходит в кровь при разрушении волокон коллагена 1-го типа, которые составляют белковый матрикс костей. А двухлетнее исследование на людях 65–80 лет обнаружило, что при ежедневном употреблении 60 ммоль цитрата калия вместе с кальцием и витамином D возрастает плотность костной ткани в позвоночнике.

Внеклеточный pH и функция костных клеток

Однако были и другие результаты. В 2008 году двухлетнее рандомизированное исследование, проведенное группой ученых из Абердинского университета (Великобритания) на 276 женщинах в постменопаузе (55–65 лет) не показало никакого влияния на плотность костей ни употребления цитрата, ни увеличения в диете доли растений. То, что исследование рандомизированное, означает, что участницы были разбиты по группам случайно, чтобы снизить влияние на результат других факторов – возраста, физической активности, курения. Групп было четыре. Одни принимали 55,5 ммоль цитрата в день. Вторые – 18,5 ммоль. Третьи – равное по содержанию щелочных веществ 18,5 ммолям цитрата количество овощей и фруктов. Четвертые получали плацебо. В результате разницы между четырьмя группами в скорости разрушения костей не было. Но авторы сделали интересное наблюдение: в начале исследования они спрашивали у женщин, сколько те едят овощей и фруктов. У тех, кто ел больше, плотность костной ткани была выше. Ученые сделали вывод, что фрукты и овощи действительно улучшают состояние костей, но не за счет своих защелачивающих свойств, а как-то иначе.

Споры вокруг pH крови и остеопороза продолжаются, но на сегодняшний день резюме таково. Если легкое закисление крови, которое может вызвать несбалансированная диета, и влияет на плотность костей, то очень незначительно. Гораздо сильнее влияют возраст, пол, общее состояние здоровья, физическая нагрузка и мышечная масса, курение. И диета с достаточным количеством овощей и фруктов тоже. Но не за счет защелачивания организма, а за счет присутствия в них других полезных веществ. В первую очередь, растительных флавоноидов, которые действительно показали влияние на активность остеобластов, а также известны как антиоксиданты. И просто за счет своего положительного влияния на здоровье.

Классы флавоноидов

Рак

В 1920-х годах немецкий биохимик и физиолог Отто Генрих Варбург (Otto Heinrich Warburg) обнаружил у раковых клеток особенность метаболизма, которая спустя 50 лет стала называться его именем. Эффект Варбурга состоит в том, что большинство раковых клеток даже в присутствии кислорода полагаются в своем энергообеспечении на анаэробный гликолиз. То есть производят молочную кислоту. При этом, так же как в напряженно работающих мышцах, происходит сильное закисление среды вокруг клеток. И действительно, если измерить pH внеклеточной среды в здоровой ткани и в раковой опухоли, последний окажется значительно ниже – от 6,4 до 7,0. До сих пор неизвестно, почему это происходит, но раковые клетки, безусловно, получают от этой кислой среды выгоду. Когда клетки злокачественных опухолей выращивают в лабораторных условиях при pH 6,7, они лучше растут и демонстрируют лучшие способности к миграции. Кислый pH к тому же дезактивирует T-киллеры, уничтожающие подозрительных мутантов.

Эффект Варбурга

Означает ли это, что щелочная диета может предотвратить или вылечить рак? Нет. Во-первых, потому что не закисление организма вызывает рак, а рак вызывает закисление, причем локальное, а не системное. Во-вторых, при низком pH раковые клетки растут лучше, но это не значит, что при нейтральном или щелочном pH они не растут. Растут как миленькие. Защелачивание среды само по себе не может их убить. В-третьих, просто посмотрите на эти цифры. Насколько понижают pH среды раковые клетки и при каком pH они хорошо растут? 6,4–7,0. А на сколько вы можете сдвинуть pH крови диетой? В диапазоне 7,35–7,45. Раковым клеткам до вашей диеты – как танку до камешка, который попал под гусеницу. Если пытаться подключить к диете постоянный прием щелочей вроде питьевой соды, которую «специалисты» от альтернативной медицины пытаются продавать как средство от онкологических заболеваний, в лучшем случае можно заработать себе проблемы с ЖКТ. В худшем – спровоцировать у себя алкалоз, который ничем не краше ацидоза. Это тоже камни в почках, только теперь фосфатные: снижение мозгового кровотока, повышенная возбудимость, падение артериального давления, гипертонус мышц вплоть до судорог и, возможно, смерть. Ну и, в-четвертых, попросту не существует ни одного исследования, которое бы показало, что питье щелочной минеральной воды или другие способы диетического защелачивания может остановить или замедлить развитие рака у людей.

В 2018 году в российской прессе появилась новость с задорным заголовком: «Ученые рассказали, как сода может спасти от рака». Как водится, ничего подобного ученые не рассказывали. В исследовании речь шла о том, что, нейтрализуя кислотность, которую раковые клетки формируют в культуре, ученым удалось активировать у них сигнальный путь mTORC1, ответственный в том числе за рост клеток. Его подавление подозревают в том, что оно вызывает устойчивость некоторых клеток опухолей к химиотерапии. Для подтверждения результатов исследователи использовали мышей, которым в питьевую воду добавляли соду, чтобы повысить pH крови. То есть не сода спасла от рака, а, возможно, в некоторых случаях повышение pH опухоли делает ее более податливой для лечения нормальными медицинскими методами. На самом деле, это далеко не первая научная статья, в которой обсуждается возможность, если угодно, защелачивания опухолей, чтобы повысить эффективность химиотерапии или иммунотерапии рака. Но никто всерьез не рассматривает на роль такого препарата соду. Для человека полграмма соды на килограмм массы тела в день при регулярном приеме достаточно, чтобы вызвать алкалоз, от которого пациент умрет раньше, чем от основного диагноза. Возможность понижения pH опухолей как часть терапии рака ученые рассматривают только на теоретическом уровне. И, если дойдет до дела, применять будут не соду, а, например, селективные ингибиторы транспорта протонов через мембрану. И только локально, в зоне самой опухоли, а не питьем стаканами.

Инфекции

Самый загадочный пункт в списке. Утверждение о том, что закисление вызывает инфекции, просто противоречит биологии – ведь кислая среда создается организмом, чтобы, наоборот, противостоять инфекциям. Почему желудочный сок такой кислый? В первую очередь, чтобы обеззараживать пищу, которую мы съели. Почему на поверхности кожи поддерживается pH 5,5? Потому что кожа – это барьер для проникновения в тело инфекций. Во влагалище, по понятным причинам, pH вообще 3,5–4,5, иначе его обладательницы до эпохи барьерной контрацепции только и делали бы, что мучились от инфекций.

Возможная предпосылка теории о связи закисления и инфекций – понижение pH ткани при воспалении. Действительно, при развитии воспаления pH в этом месте падает примерно на единицу и для некоторых тканей может достигать отметки 6,0. Но это нормально. Такой pH позволяет и победить инфекцию, если она стала причиной воспаления, и активировать клетки, участвующие в неспецифическом иммунном ответе, – например, макрофаги и нейтрофилы. Единственный неприятный эффект этого закисления – боль. Свободные протоны в воспаленной ткани повышают чувствительность болевых рецепторов. Борются с таким понижением pH только при хронических воспалительных заболеваниях или воспалении сердечной мышцы после инфаркта – когда слишком сильная иммунная реакция может навредить.

Конечно, список грехов закисления, по версии сторонников лечения содой, гораздо длиннее. Но разбирать подробно обвинения закисления в лишнем весе, хронической усталости, кариесе, появлении морщин и выпадении волос нет никакой возможности. Просто потому что нет никаких исследований, которые рассматривали эту связь хотя бы гипотетически. Скорее всего, единственный источник этих утверждений – воображение тех, кто пытается продать препараты для поддержания кислотно-щелочного баланса. Ну, кроме кариеса. Но это не про pH крови, а про чистку зубов.