Учёные впервые диагностировали рак у динозавра

Злокачественное образование обнаружили у Centrosaurus apertus.
Учёные впервые диагностировали рак у динозавра
Исследователи из Канады впервые в истории диагностировали у динозавра прогрессирующий злокачественный рак костей.
Используя различные диагностические методы, применяемые при обследовании у людей, команда специалистов по раку обнаружила злокачественное образование на кости ноги давно умершего животного.
В качестве объекта исследования выступили останки рогатого динозавра Centrosaurus apertus возрастом около 77 миллионов лет, впервые обнаруженные в канадской провинции Альберта в 1989 году.
Ещё 30 лет назад, когда учёные впервые обнаружили окаменелость, их внимание привлёк подозрительный нарост на конце малоберцовой кости голени животного. Тогда находку посчитали примером неправильно сросшейся сломанной кости и отправили её в Королевский музей Тиррелла в Альберте.
Спустя некоторое время образцом заинтересовался остеопат Марк Кроутер, решивший изучить его более тщательно. Для изучения окаменелости была собрана команда учёных, включая специалистов в таких областях, как патология, радиология и ортопедическая хирургия, а также тех, кто специализировался на болезнях динозавров.

В процессе исследования учёные осматривали кость, делали её слепки и компьютерную томографию. Затем окаменелость разрезали на тонкие срезы и изучили их под микроскопом. В целом, эти тесты позволили ученым реконструировать поперечное сечение всей кости, внутри и снаружи, чтобы определить этапы развития заболевания.
По итогам обследования, учёные смогли поставить диагноз: остеосаркома. Этот тип рака поражает кости человека и других животных, чаще всего возникая на концах длинных костей ног, как это было в случае с Centrosaurus apertus.
Команда смогла подтвердить диагноз, сравнив пораженную кость с малоберцовой костью здорового динозавра того же вида, а также с малоберцовой костью человека с остеосаркомой. В данном случае болезнь была очень прогрессирующей, и, зная поведение остеосаркомы, исследователи говорят, что она, вероятно, распространилась бы по всему телу динозавра к моменту его смерти.
Тем не менее, по мнению учёных, рак не был причиной смерти динозавра. Окаменелость была найдена в массивном костяном ложе со многими другими центрозаврами, что говорит о том, что он внезапно умер вместе с частью своего стада.
«
Берцовая кость демонстрирует агрессивный рак на продвинутой стадии», – сказал Дэвид Эванс, один из авторов исследования. Тот факт, что этот растительноядный динозавр жил в большом стаде, возможно, позволил ему выжить дольше, чем обычно при такой разрушительной болезни».
Фото: New Atlas