Учёные попытались запрограммировать клетки сердца на восстановление тканей

В новой статье, опубликованной в журнале Science, учёные из Германии и Канады рассказывают, что сердечные клетки можно перепрограммировать на восстановление тканей после сердечного приступа.
Учёные попытались запрограммировать клетки сердца на восстановление тканей

Работа специалистов основана на ранних исследованиях, в которых рассматривается способность клеток кардиомиоцитов восстанавливать ткани в случае повреждений сердца плода, пока он находится в утробе. С появлением ребёнка на свет этот «навык» сердечных клеток пропадает и больше не проявляется.

После нескольких лет скрупулёзной работы учёные смогли сделать так, чтобы взрослые кардиомиоциты «омолодились» и заново обрели способность к регенерации сердечных тканей. Клетки были перепрограммированы по ряду факторов: c-Myc, Klf4, Sox2 и Oct4. Эти факторы способствуют клеточному обновлению.

Метод был протестирован на лабораторных мышах с перепрограммированными кардиомиоцитами. В случае повреждений сердца эти клетки помогали восстановить его ткани, а также улучшить его функции. «Включение» и «отключение» активности клеток производилось при помощи антибиотика доксициклина.

При этом у эффективности метода есть и обратная сторона: через 6 дней после начала эксперимента восстановительные способности сердечных клеток мышей исчезали, а в случае последующего введения доксициклина в организме животных начинали формироваться раковые опухоли. Всё это значит, что для понимания, может ли метод быть усовершенствован и насколько он подойдёт для лечения людей, потребуются дальнейшие исследования.

Фото: CC0 public domain