Ученым удалось увидеть, как волчата играют в «принеси мячик»
Это открытие произошло случайно, когда исследователи проводили с 13 волчатами из трех разных пометов поведенческий тест, разработанный для оценки различных паттернов поведения у собак. В ходе теста три 8-месячных волчонка неожиданно проявили интерес к мячу и, получив одобрение, принесли его незнакомому человеку. Это стало настоящим сюрпризом, поскольку ранее считалось, что когнитивные способности, необходимые для понимания человеческих подсказок, появились у собак только после их одомашнивания около 15 тысяч лет назад.
«Когда я увидела волчонка, несущего мяч, у меня мурашки пошли по коже, – признается Кристина Хансен Уит из Стокгольмского университета. – Я сразу же подумала, что это означает, что если у волков существует вариация игрового поведения, направляемого человеком, то это поведение могло быть потенциальной целью для раннего селективного давления, проявившегося во время одомашнивания собак».
Хансен Уит интересуется тем, как одомашнивание влияет на поведение. Для изучения этого вопроса она и ее команда выращивают волчат и собак с 10-дневного возраста и проводят с ними различные поведенческие тесты. В одном из таких тестов человек, которого щенки не видели раньше, бросает теннисный мячик и без какой-либо предварительной тренировки просит щенков принести его обратно. От волчат никогда не ожидали выполнения команды, и действительно – первые два волчьих помета, с которыми работали исследователи, не проявили почти никакого интереса к мячикам. А вот щенки из третьего помета не только побежали за мячиком, но и реагировали на подсказки, даваемые незнакомым человеком, чтобы принести его обратно.
По словам Хансен Уит, схожесть собак и волков может рассказать нам нечто новое о том, откуда взялись те или иные модели поведения наших четвероногих питомцев. Сегодня ее команда работает над данными, полученными в ходе 3-летнего проекта по выращиванию волков и собак в идентичных условиях, чтобы узнать больше о различиях и схожести в их поведении.
Фото: Stephen Canino / Adobe StockНаука
Екатерина Луконина