Ученым удалось понять, какие участки мозга отвечают за психологический стресс
Но как насчет субъективного стресса, который мы могли бы иначе воспринимать как эмоциональный или психологический стресс: где эти негативные ощущения давления и тревоги существуют в мозге?
Ученые не знают наверняка, но предыдущие исследования показали, что субъективные или эмоциональные ощущения стресса не всегда связаны с физиологическим стрессом, предполагая, что нейробиологическое происхождение стресса может быть в другом месте.
Что касается того, где это может быть, многие данные как у животных, так и у людей указывают на механизмы, задействующие гиппокамп – область мозга, которая помогает регулировать память, эмоции и навигацию. В то время как связи гиппокампа со физиологическим стрессом были хорошо изучены, природа связи с эмоциональными состояниями остается неясной.
Ученые из Йельского университета исследовали то, как неврологические основы стресса функционируют в человеческом мозге.
Исследователи пригласили 60 здоровых взрослых людей для эксперимента и показали им серию отвращающих и угрожающих изображений, разработанных для того, чтобы вызвать стрессовую реакцию (например, гнев, отвращение, страх и грусть), чередующиеся с различными нейтральными сценами, призванными помочь им расслабиться.
Во время эксперимента участники измеряли свою мозговую активность с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), а также оценивали степень стресса и возбуждения, которые они испытывали от каждого набора изображений.
Когда команда проанализировала результаты, они обнаружили, что более высокая активность, связывающая гиппокамп с гипоталамусом, парагиппокампальной корой и нижней височной извилиной, соответствовала ощущениям участников, испытывающих более стрессовое состояние.
Это, как объясняют исследователи, было примером положительной сети с точки зрения эксперимента, где более высокая активность приравнивалась к более высоким уровням стресса.
Напротив, связь гиппокампа с дорсолатеральной префронтальной корой (dlPFC), постцентральной извилиной и мозжечком составляла негативную сеть, при этом повышенная активность между этими кластерами указывает на тот промежуток, когда люди в эксперименте испытывали меньшее напряжение.
Судя по всему, уровень стресса у людей в целом определяется адаптивным взаимодействием между этими двумя сетями, которое одновременно стимулирует и смягчает то, как они чувствуют стресс.
Ученые уверены, что многое предстоит узнать о том, как гиппокамп регулирует стресс. Также исследователи уверены, что открытие этих функциональных нейронных сетей может однажды помочь в разработке будущих методов лечения стресса.
Результаты представлены в Nature Communications.
фото: Yale University
Наука
Антон Тальский