Комары используют обоняние и реагируют на определенные цвета

Исследования ученых из Вашингтонского университета показывают, что один из распространенных видов комаров летит на определенные цвета: красный, оранжевый, черный и голубой. При этом, комары игнорируют зеленый, фиолетовый, синий и белый цвета.
Комары используют обоняние и реагируют на определенные цвета

Исследователи считают, что эти результаты объясняют, как именно насекомые находят своих жертв: человеческая кожа, независимо от общей пигментации, излучает сильный красно-оранжевый «сигнал», воспринимаемый комарами. Кроме того, ученые отметили, что комары активно используют запахи, чтобы определить, находится ли рядом жертва для укуса. Когда человек дышит, комары, находящиеся недалеко, ощущают специфические соединения, такие как углекислый газ. Запахи стимулируют сканирование определенных цветов и визуальных моделей в окружающем пространстве для поиска потенциальной жертвы.

«Раньше мы считали, что есть три основных признака, которые привлекают комаров: ваше дыхание, пот и температура кожи. В этом исследовании мы обнаружили четвертый признак: красный цвет, который можно найти не только на одежде, но и на коже каждого человека. Фильтрация этих привлекательных цветов в нашей коже или ношение одежды, которая избегает этих цветов, может быть еще одним способом предотвратить укус комара», – отмечают авторы.

Команда исследователей провела эксперименты с самками комаров Aedes aegypti. Их укусы могут передавать человеку различные заболевания, среди которых желтая лихорадка. В специальных камерах ученые распыляли специфические запахи и демонстрировали комарам различные визуальные модели: точки разных цветов. Было отмечено, что без какого-либо распыляемого запаха комары игнорировали цветную точку в камере вне зависимости от ее цвета. После распыления углекислого газа комары игнорировали точку зеленого, синего или фиолетового цвета, однако если точка была красной, оранжевой, черной или голубой, насекомые летели к ней.

Человеческая кожа, независимо от пигментации, также излучает длинноволновый сигнал в красно-оранжевом диапазоне. Исследователи повторили эксперимент с карточками пигментации кожи человека или с голой рукой исследователя. Комары летели к визуальному стимулу только после распыления углекислого газа. Однако если рука была в перчатке зеленого цвета, насекомые ее игнорировали.

Знание того, какие цвета и визуальные сигналы привлекают голодных насекомых, может помочь разработать эффективные репелленты, ловушки и другие методы, чтобы защитить людей от укусов и возможных болезней, переносчиками которых являются комары. Результаты этой работы появились в журнале Nature Communications.

Фото: Kiley Riffell