Ученые СПбГУ выяснили, что бамбук замедляет деградацию почвы Курильских островов
Курильские острова относятся к числу наименее изученных территорий России с биологической точки зрения. Это объясняется удаленностью и труднодоступностью территорий, а также наличием специфических (свойственных только этим ландшафтам) экологических и других условий. Как отмечают геоботаники Санкт-Петербургского университета, уникальная растительность островов сегодня представляет большой интерес для исследователей.
Растительные сообщества развиваются на территории с небольшой плотностью населения и низкой степенью хозяйственного освоения, благодаря чему здесь сохранились пихтарники, ельники, ильмово-кленовые и кленово-дубовые леса, а также заросли кедрового стланика и можжевельника Сарджента в горах и на скалах. Такое сочетание природных комплексов встречается редко.
Как отмечают ученые, из-за географического положения Курил их флора родственна флоре Евразии, Австралии и Америки. Для этих территорий характерно широкое развитие сазовых лугов — бамбучников, являющихся неотъемлемым элементом темнохвойной лесной растительности Южно‑Курильского, Южно-Сахалинского, Японского регионов.
Ранее ученые Санкт-Петербургского университета при поддержке гранта РГО провели комплексные геоэкологические исследования на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан и оценили, насколько их ландшафт устойчив к антропогенному воздействию. Оказалось, что заросли бамбука играют ключевую роль в предотвращении экзогенных геологических процессов, например эрозии почвы и ее деградации.
По данным исследователей Университета, современная флора Курильских островов формировалась под воздействием природных процессов, связанных с климатическими особенностями, влиянием океана, вулканической активностью, а также антропогенным воздействием. Растительный покров на изученных островах имеет нарушения разной степени, наибольшие отмечены на Шикотане, где леса существенно подвергались вырубке японцами в первой половине XX века. Примерно на 30% территории зафиксирована антропогенная трансформация.
Именно на таких поврежденных территориях, в основном на местах вырубок и пожаров, возникают бамбучники двух видов: Sasa senanensis и Sasa kurilensis. Причем первый становится ключевым эдификатором на территориях, ранее занятых коренными еловыми, пихтовыми и смешанными широколиственными лесами.
Формирование бамбучников, апохорных видов растений, присутствующих в небольшом количестве в естественных условиях и получающих преимущественное развитие при антропогенном нарушении, — естественная стадия развития растительных сообществ Южных Курил, характерная для этапов восстановления фитоценозов после вырубок и пожаров. Этот процесс предотвращает деградацию почвы и восстанавливает древостой в местах сплошных зарослей.
«Бамбучники наиболее устойчивы к различным механическим воздействиям за счет высокой вегетативной активности и трудной проходимости. Помимо этого, саза (вид бамбука) прочно удерживает корневищами почву и препятствует ее эрозии и вытаптыванию. Сорняки не могут пробиться через заросли бамбучника, которые имеют проективное покрытие до 100%. Однако нужно отметить, что заросли бамбука пожароопасны, в связи с чем необходимо проявлять особую осторожность при организации туризма на близлежащих территориях», — объяснила первый автор исследования, профессор кафедры геоэкологии СПбГУ Марина Опекунова.
Также она отметила, что бамбук, являясь естественным элементом флоры хвойно-широколиственных лесов, быстро занимает освободившиеся места и за счет высокой скорости разрастания и накопления биомассы выходит на доминирующие позиции.
Это одна из причин, по которой бамбук нельзя использовать для предотвращения деградации почвы на других территориях. По опыту исследователей, внедрение в состав растительного сообщества чужеродных видов может привести к серьезным последствиям, связанным с биологическими загрязнениями.
Результаты исследования опубликованы в научном журнале Contemporary Problems of Ecology.
Наука
Машины и Механизмы