Ученые создали лекарство от сердечного приступа благодаря случайному открытию

Ученые из университета Монаш (Австралия) представили новое лекарство, которое потенциально может использоваться как превентивное средство, предотвращающее сердечный приступ. Действие лекарства было испытано как на человеческих клетках, так и на лабораторных мышах.
Ученые создали лекарство от сердечного приступа благодаря случайному открытию

Одна третья всех смертей в мире — 18 млн. случаев в год — вызваны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Чаще всего люди умирают в результате сердечного приступа или инсульта — в обоих случаях причиной летального исхода становится тромбообразование в сосудах, связанных с сердцем или мозгом.

И при том, что такие вещества, как аспирин, при своевременном приеме могут препятствовать дальнейшему возникновению тромбов, эти вещества помогают только в 25% случаев. К тому же их прием может вызвать целый ряд серьезных негативных последствий для организма. По словам ученых, за последние 15 лет не было предложено ни одного медицинского вещества, способного бороться с сердечным приступом или инсультом и тем более их предотвращать.

Ученые из университета Монаш, чье исследование было опубликовано в журнале Science Translational Medicine, прокомментировали свое открытие нового лекарства, препятствующего тромбообразованию. Открытие было сделано случайно. Ученые наблюдали за изменениями в тромбоцитах лабораторных мышей в ситуациях возникновения сердечного приступа или инсульта. В ходе наблюдений они обнаружили заинтересовавший их фермент и кодирующий его ген, а затем удалили этот ген из организма мышей.

К удивлению ученых, мыши, у которых был изъят этот ген, были полностью защищены от сердечного приступа. Однако причина такого положительного эффекта оставалась для ученых тайной еще два года.

Чтобы понять, почему исследуемый фермент так воздействует на мышей, ученые с помощью электронного микроскопа рассмотрели тонкие срезы тромбоцитов мышей. Ученые увидели слегка измененную мембрану, которая предотвращала прикрепление тромбоцитов друг к другу и к стенкам сосудов. Это происходило в тот момент, когда циркуляция крови была изменена — это изменение связано с риском сердечного приступа. Стало ясно, что тромбообразование было предотвращено именно по причине препятствования действию фермента, чей ген был изъят из организма мышей.

Данный фермент позволяет тромбоцитам реагировать на это изменение циркуляции крови и образовывать тромбы в сосудах. Это и вызывает приступ.

После того, как ученые пронаблюдали функции фермента, они создали лекарство, которое препятствовало бы процессу, описанному выше. Лекарство было испытано как на лабораторных мышах, так и с применением образцов крови человека. Новое лекарство потенциально может использоваться для лечения пациентов, имеющих риск сердечного приступа или инсульта.

На следующем этапе своей работы ученые хотят создать новый вариант лекарства, более подходящий для медицинского применения. После этого новое лекарство будет подвергнуто клиническим испытаниям и, в случае успеха, будет доступно для широкого медицинского применения.

фото: Justin Hamilton