Ученые смогли изучить ткани, которым несколько тысяч лет

Исследователи разработали новый аналитический метод, который позволяет им определять, какие древние материалы были использованы и для каких цветов.
Ученые смогли изучить ткани, которым несколько тысяч лет
Химики из Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге (MLU) создали новые аналитические методы для исследования древних тканей из Китая и Перу, возраст которых составляет несколько тысяч лет. В научном журнале Scientific Reports они описывают свой метод, который может реконструировать пространственное распределение красителей и, следовательно, рисунки в образцах ткани.
Химики исследовали два древних образца текстиля. Один происходит из древнего китайского города Ния, возрастом достигает более 2000 лет и, вероятно, когда-то был частью рубашки. Другой образец прибыл из Перу и датируется 1100 - 1400 годами нашей эры. Он был произведен людьми Ичма, которые жили в Перу в то время. Сегодня осталось мало доказательств красочности такой древней одежды: «Время плохо с ними обращалось. То, что когда-то было красочным, теперь в основном грязное, серое и коричневое», – говорит Рене Ксук, химик и один из авторов исследования. В прошлом использовались только натуральные красители. «Например, корни рода растений Rubia использовались для создания красных цветов, а измельченные ореховые скорлупы давали коричневые тона», – говорит другой автор работы, Аннемари Крамелл. Люди смешивали отдельные материалы для создания разных оттенков, но со временем природные красители разлагаются в результате воздействия света, воздуха и воды.
Исследователи разработали новый аналитический метод, который позволяет им определять, какие материалы были использованы для каких цветов. С помощью современной визуальной масс-спектрометрии им удалось изобразить составы красителей исторических текстильных образцов в виде изотопных распределений. Ранее красители должны были быть удалены из текстиля. Однако этот предыдущий метод также уничтожил шаблон. Этот новый подход позволяет химикам анализировать красители непосредственно с поверхности текстильных образцов. Для этого исследуемый кусок материала сначала внедряется в другой материал. «Кусок помещается в матрицу, изготовленную из материала, называемого Technovit7100. Ломтики изготавливаются толщиной всего в несколько микрометров. Затем они переносятся на специальные слайды», – объясняет Ксук. Подобные методы используются, например, в медицине для исследования тканей человека. Преимущество заключается в том, что этот метод можно использовать для исследования очень сложных образцов в микрометровом масштабе. «Это позволяет нам различать две переплетенные нити, которые изначально имели разные цвета», – говорит Ксук.
В рамках нового исследования исследователи смогли обнаружить красители индиго в образцах. Однако этот метод может быть применен и ко многим другим классам красителей и дает представление о процессе производства текстиля в прошлых культурах, заключают ученые.
Фото: Annemarie Kramell