Ученые СГМУ им. В.И. Разумовского разработали новый подход к чистке зубов у детей с синдромом Дауна


Во время практических занятий по освоению стандартных техник чистки зубов применялась техника контролируемой чистки зубов для отслеживания динамики освоения последовательных шагов процедуры. Контроль результатов осуществлялся с помощью индекса гигиены. Продолжительность курса обучения составила 9 дней, продолжительность каждой сессии составляла 30 минут.
Первая группа занималась в интерактивной игре под руководством гигиениста, повторяя упражнения дома дважды в день. Вторая же группа смотрела обучающие видеоролики и практиковалась ежедневно самостоятельно. Эффективность усвоения навыков оценивалась на третий, пятый, седьмой и девятый дни, контролируя процесс чистки зубов под наблюдением гигиениста и используя разработанный нами алгоритм пошагового начисления баллов за правильное выполнение этапов.
Полное совпадение последовательности движений с заданным стандартом в первой группе наблюдалось у 7 из 10 пациентов на седьмой день обучения. К девятому дню самостоятельное точное воспроизведение достигло 9 из 10 детей. Во второй группе совмещение движений с нормативным алгоритмом на седьмой день зафиксировано всего у 3 из 10 обследуемых. К концу обучения правильные движения соответствовали стандарту у 5 из 10 детей.
Как отметили эксперты Саратовского медуниверситета, наиболее серьезные трудности возникали у обеих групп при воспроизведении завершающей фазы стандартного метода чистки зубов — движения широкой кистью вдоль всей зубной дуги.
Интеграция отдельных элементов традиционного метода чистки зубов представляла собой наибольшую трудность для детей с синдромом Дауна. Получается, методика индивидуального подбора и адаптированные педагогические технологии позволяют значительно ускорить процесс овладения навыком правильной чистки зубов у детей с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, наиболее эффективной технологией обучения пациентов с синдромом Дауна стандартной технике чистки зубов оказалось игровое упражнение в стиле делового общения с многократным повторением движений «рука-в-руку» и комментарием к действиям, сопровождаемым похвалой ребенка. Для формирования устойчивого динамического стереотипа цикл обучения должен включать минимум девять сеансов.
Наука
СГМУ имени В. И. Разумовского