Ученые сделали новый шаг к лечению гепатита С

Исследователи из Каролинского института объяснили низкий риск заражения ребенка от матери, болеющей гепатитом С. Новое исследование, опубликованное в журнале Gut, показывает четкую адаптацию иммунной системы неинфицированных детей, которая может привести к новым методам лечения.
Ученые сделали новый шаг к лечению гепатита С
Только около 5% детей, рожденных от матерей с гепатитом С, инфицированы этой болезнью. Вероятно, причина низкой статистики в том, что иммунная система ребенка уничтожила вирус еще до рождения.
«Иммунная система здоровых детей демонстрирует те же изменения, что и у детей, инфицированных гепатитом С», – говорит Никлас Бьёркстрем, доктор и исследователь в отделении медицины в Каролинском институте (Швеция). «Это может свидетельствовать о том, что иммунные клетки столкнулись с вирусом в утробе матери и смогли устранить его до рождения».

Исследование проводилось в роддоме № 16 в Санкт-Петербурге, Россия. Из 55 участвующих беременных женщин у 40 из них была активная инфекция гепатита С, в то время как у других были антитела после предыдущей инфекции.

Все дети, рожденные женщинами с активной инфекцией, считались подверженными воздействию вируса; несмотря на это, только у трех из этих 40 детей развился гепатит С.

Все дети наблюдались в возрасте до 18 месяцев с помощью регулярного тестирования, и для увеличения объема сопоставимых данных были добавлены пробы от 18 детей, которые были заражены гепатитом С при рождении.

Исследование показало, что как у детей, рожденных с инфекцией, так и у детей, которые были заражены вирусом инфицированной матерью, были схожие изменения в их адаптивной иммунной системе с четкой адаптацией В-лимфоцитов, роль которых заключается в выработке антител способен обнаруживать и идентифицировать чужеродные микробы, такие как вирусы, бактерии и паразиты.

«Возможное объяснение состоит в том, что большинству детей, подвергшихся воздействию вируса внутриутробно, удается справиться с ним, что мы можем позже увидеть по В-лимфоцитам», говорит доктор Бьёркстрем. «Одна интересная гипотеза состоит в том, что эти клетки могут содержать новую информацию, которую мы можем использовать, чтобы защитить себя от гепатита С в будущем».

Приблизительно 70 миллионов человек во всем мире живут с гепатитом С, заболеванием, которое, если его не лечить, приводит к циррозу и раку печени. Благодаря недавней разработке эффективных лекарств ВОЗ надеется, что эта болезнь будет полностью ликвидирована к 2030 году. Однако лекарства излечивают только текущую инфекцию, и в настоящее время вакцины нет.

«Именно поэтому нам необходимо продолжить исследование гепатита С», – говорит доктор Бьёркстрем. «Нам необходимо понять, что потребуется для обеспечения надежной защиты от вируса. Только тогда мы сможем достичь цели ВОЗ».

Теперь исследователи будут изучать, изменилось ли больше иммунных клеток у детей аналогичным образом.
Фото: Center for the Study of Hepatitis C, The Rockefeller University