Ученые нашли грибы, которые превращают мух в зомби

Два новых вида грибов найдены в Дании: они заражают мух, внедряя свои споры в насекомых через отверстие в брюшке. Сделанное открытие вполне может пригодиться в разработке лекарственных препаратов следующего поколения, нацеленных на предотвращение распространения инфекции среди активных организмов-хозяев.
Ученые нашли грибы, которые превращают мух в зомби

Strongwellsea tigrinae и Strongwellsea acerosa – специфичные к хозяину виды грибов, зависящие от двух видов мух – Coenosia tigrina и Coenosia testacea. В то время как большинство грибов, инфицирующих насекомых, образует споры только после смерти хозяина, в случае со strongwellsea муха-хозяин продолжает вести обычный образ жизни и взаимодействовать с другими мухами, пока гриб «пожирает» ее гениталии, жировые запасы, репродуктивные органы и, наконец, мышцы – все это сопровождается «впрыскиванием» тысяч спор в организм насекомого. Только спустя несколько дней после заражения муха падает на спинку, конвульсирует в течение нескольких часов и после этого умирает.

Необычная тактика поддержания жизни организма-хозяина с одновременным образованием спор – эффективный способ добраться до здоровых насекомых. Ученые считают, что грибы вырабатывают что-то вроде допинга для мух, что позволяет им оставаться живыми (хотя по факту они – зомби) и распространять споры в популяции. Смерть насекомого наступает только после того, как в его брюшке не остается ничего питательного для гриба.

«Вероятно, гриб вырабатывает похожее на амфетамин вещество, которое поддерживает высокий уровень энергии у мух до самой их смерти, – комментирует профессор Ёрген Эйленберг из Копенгагенского университета, – Более того, грибы, вероятно, производят и вещество, необходимое для устранения различных микроорганизмов от ран мухи. Но эту теорию нам еще предстоит проверить».

Грибные споры похожи на маленькие ракеты: их торпедообразная форма позволяет им быстро перемещаться и «приклеиваться» к кожице мух, после чего гриб прокладывает себе путь в брюшко насекомого, где начинается активное его размножение. Что интересно – заражению грибом подвергается не более 3-5% популяции мух, а поскольку зараженное насекомое остается активным, его сложно вычислить. Именно поэтому процесс превращения мухи в зомби остается малоизученным: он был обнаружен только у двух видов strongwellsea и у рода massospora, который проделывает тот же трюк с цикадами. Оба вида strongwellsea были открыты в Дании в 1990-х годах, но только сейчас признаны отдельными видами.

Фото: Faculty of Science/University of Copenhagen