Ученые исследовали древние горы Земли и их значение для эволюции

Исследователи из Австралийского национального университета (ANU) и Технологического университета Квинсленда изучали следы редких минералов, которые были оставлены давлением древних горных хребтов. Это позволило изучить развитие двух некогда существовавших горных массивов, появившихся из-за столкновения континентальных плит.
Ученые исследовали древние горы Земли и их значение для эволюции

Некогда существовавшие горы-гиганты тянулись тысячи километров по суше, но постепенно стерлись практически до основания. Однако даже в почти выветрившихся частях гор есть материал для исследования. Одна из таких древних гор уже была известна геологам. Около 500 миллионов лет назад существовала Трансгондванская Супергора, длина которой составляла 8000 километров, отбрасывая тень на древний южный суперконтинент Гондвана. Второй хребет Супергоры Нуна такой же длины, однако древнее на миллиард лет. Он пересекал более ранний континент Нуна, также известный как Колумбия.

Сегодня не существует подобных горных массивов. Современные Гималаи придется увеличить в 3-4 раза, чтобы понять размер древних гор. Однако постепенно даже такие гиганты исчезают из-за выветривания горных пород. Ученые предположили, что во время эрозии высвобождение минералов и запертого кислорода помогло вызвать всплеск биоразнообразия на Земле.
«Потрясающе, что можно очень четко проследить процесс развития и разрушения древних гор. Время разрушения этих массивов совпадает со временем появления сложных многоклеточных существ и животных», – отмечают исследователи.
Ученые считают это неслучайным совпадением. Они также пришли к выводу о том, что перерыв в формировании супергор между 1,8 миллиардов и 800 миллионов лет назад совпадает с отрезком времени, когда эволюция, казалось, замедлилась. В дальнейшем исследователи смогут установить более тесную связь между исчезновением супергор, изменением уровня кислорода и других материалов для появления новых форм жизни на Земле. Это исследование было опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters.