У осьминогов, как и у млекопитающих, есть две фазы сна

Осьминоги известны своей способностью менять окрас во время сна. Недавно бразильские учёные установили, что изменения цвета осьминога маркируют переключение между двумя фазами сна: активной и пассивной.
У осьминогов, как и у млекопитающих, есть две фазы сна
Раньше учёные считали, что двухфазный сон существует только у птиц и млекопитающих. Однако не так давно было показано, что быстрая и глубокая фазы сна встречаются и у рептилий. Подобие быстрой фазы сна было обнаружено и у каракатиц. Новое открытие учёных дополняет этот список осьминогами.
Изменение фаз сна у осьминогов исследователи заметили, анализируя видеозаписи их активности. Оказалось, что во время пассивной стадии сна осьминоги почти неподвижно и тихо находятся на одном месте, их окрас бледен, а зрачки сильно сужены. Во время активной стадии всё абсолютно наоборот: осьминоги интенсивно меняют свой окрас, а их глаза и тело становятся очень подвижными.
Любопытно, что активная фаза сна у этих головоногих может наступать только после длительной (более 6 минут) пассивной. При этом цикл смены состояний сна повторяется каждые 30-40 минут.
Чтобы точно узнать, действительно ли оба состояния относятся ко сну осьминогов, а не к какому-то другому процессу, учёные протестировали порог возбудимости животных. Тестирования реакций как на визуальные, так и на тактильные стимулы показали, что оба состояния действительно являются сном: осьминогам понадобилось какое-то время на то, чтобы «прийти в себя» и распознать стимулы.
Учёные отметили, что их открытие — новая ступень в изучении эволюции осьминогов и их поведения, а также эволюции сна у живых существ как таковой.
Фото: NY Times