Цефалопод справился с детским тестом на познавательные способности
Стэнфордский зефирный эксперимент довольно прост: ребенка помещают в комнату, где в свободном доступе находится зефир, после чего ему сообщают, что если он сможет не съесть зефирку в течение 15 минут, ему дадут еще одну, и он сможет съесть сразу две. Способность откладывать получение удовольствия демонстрирует наличие таких когнитивных способностей, как планирование будущего. Подобный тест, адаптированный для животных, успешно проходили некоторые приматы, собаки и представители семейства врановых.
В прошлом году с вариантом теста справились лекарственные каракатицы (Sepia officinalis) – они смогли воздержаться от поедания крабового мяса утром, если понимали, что вечером их ждет нечто более вкусное – креветки. Однако, по словам исследователей, в том случае было довольно сложно понять, управлялось ли изменение в пищевом поведении способностью к самоконтролю. Поэтому ученые разработали другой тест: шесть каракатиц поместили в специальный резервуар с двумя изолированными камерами с прозрачными дверями. Внутри камер были угощения – менее любимое каракатицами мясо королевской креветки в одной и более заманчивая живая травяная креветка в другой. На дверях камер разместили символы, которые каракатиц научили распознавать: круг означал, что дверь открывается сразу же, треугольник – что придется подождать от 10 до 130 секунд. В резервуаре с контрольной камерой на двери был изображен квадрат, который обозначал, что дверь все время закрыта. Мясо креветок поместили в камеру с открытой дверью, а живых креветок – туда, где открытия двери приходилось ждать. Если каракатица направлялась к мясу, живую креветку сразу же убирали. В контрольном резервуаре живая креветка оставалась недоступной за закрытой дверью с квадратом. Результаты эксперимента показали, что все каракатицы предпочитали подождать, чтобы получить любимую пищу (живую креветку), однако если они понимали, что угощение скрыто за запертой дверью, они не утруждали себя ожиданием и сразу направлялись к камере с мясом.
Исследователи также проверили, насколько хороши каракатицы в обучении: животным показывали серый и белый квадрат, и когда они приближались к одному из них, второй убирали из резервуара. Если каракатица делала «правильный» выбор, ей давали угощение. Как только моллюски запоминали, какой квадрат «обеспечивает» угощение, исследователи меняли подсказку – теперь выигрышным становился другой квадрат. Интересно, что быстрее всех соображали, что происходило, те каракатицы, которые были способны дольше других ждать получения вознаграждения в первом эксперименте.
По словам исследователей, пока неясно, зачем каракатицам способность к самоконтролю. У попугаев, приматов и врановых умение откладывать удовольствие связано с такими факторами, как использование орудий (поскольку оно требует планирования), запасание корма и социальная компетентность (просоциальное поведение, например, уверенность в том, что у всех есть пища, благоприятно для всего вида). Каракатицы, насколько известно, не используют орудий и не запасают корм, социальными животными их тоже назвать нельзя. Поэтому исследователи предположили, что способность к самоконтролю связана с тем, как головоногие моллюски добывают пищу:
«Каракатицы большую часть времени проводят в укрытии в ожидании добычи и нарушают маскировку только при нападении, когда они сами становятся уязвимыми для хищников, – говорит Александра Шнелль, специалист по поведенческой экологии Кембриджского университета. – Мы предполагаем, что способность откладывать удовольствие эволюционировала как побочный продукт такого поведения, поэтому каракатицы могут оптимизировать свои «поисковые» стратегии, выжидая появления добычи лучшего качества».
В дальнейшем исследователи планируют выяснить, могут ли каракатицы строить планы на будущее.
Фото: Schafer & Hill/The Image Bank/Getty ImagesНаука
Екатерина Луконина